Папки-передвижки

Дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского

Светлана Дегтярюк
Дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы

Тема выступления дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского.

Слайд 1:К. Д. Ушинский вошёл в историю российской педагогики не только как выдающийся педагог, психолог, педагог-практик, теоретик, одарённый литератор, а ещё и как талантливый дидакт, явившийся одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику на психологическую основу.

Публикация «Дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского» размещена в разделах

Слайд 2. К. Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей.

Слайд 3. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. При этом К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности учителя. По мнению К. Д. Ушинского он должен иметь : глубокие специальные педагогические знания, проникнутые духом народности; твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию, быть и учителем и воспитателем; обладать педагогическим тактом; активно участвовать в народной жизни; совершенствовать постоянно свое мастерство, свою культуру.

Слайд 4. Заслуга К. Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т. е. переработкой научной системы в дидактическую.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

1принцип. Доступность обучения. К. Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основных условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, обучение на родном языке. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу и чувство.

2 принцип. Систематичность и последовательность в обучении. К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.

3 принцип. Наглядность обучения.

Про наглядное обучение К. Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово" : "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету.

4 принцип. Принцип народности в рамках дидактической системы находит своё отражение в первую очередь в отборе содержания учебного материала и форме его подачи. К. Д. Ушинский считал, что отечественная педагогическая наука должна быть построена с учетом национальных особенностей русского народа.

Слайд 5. К. Д. Ушинский разработал целую дидактическую систему.

В своей дидактической системе К. Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастных периодов развития ребёнка.

Основной закон детской природы К. Д. Ушинский видел в том, что "дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: "чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности".

Суть дидактического метода К. Д. Ушинского заключается в том, что в процессе обучения учащихся под руководством учителя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке.

Слайд 6. По мнению К. Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Педагог должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать

2-я ступень - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Педагог учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

3-я ступень - идейное (разумное) познания, формирование самосознания, мировоззрения. Педагог приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения.

4-я ступень - освоение приобретенных знаний, их закрепление.

Слайд 7. В рамках своей дидактической концепции К. Д. Ушинский сформулировал "необходимые условия преподавания" :

своевременность начала;

постепенность;

органичность;

постоянство воздействия на учеников;

твердость и ясность усвоения;

отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости учения;

положительное нравственное влияние и жизненная полезность усваиваемых знаний;

самодеятельность учащихся.

Слайд 8. Дидактическая концепция Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.

К. Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые " заставляют работать разом целый класс и имеют главной целью, чтобы дети собственным опытом и мышлением открывали правила". Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память.

В своем выступлении я постаралась вам представить дидактическую концепцию К. Д. Ушинского как теорию развивающего обучения. С этой позиции, центральной идеей дидактической концепции К. Д. Ушинского является положение о том, что целью обучения является развитие ребёнка на конкретном предметном материале, адаптированном с учётом возрастных особенностей.

Вывод, таким образом, мы видим, что дидактические принципы К. Д. Ушинского современны, актуальны и используются педагогами по настоящее время.

Публикации по теме:

Нравственные постулаты педагогов-классиков Существует множество публикаций, монографий педагогов и психологов, которые дают рекомендации о том, как правильно работать с детьми. Тем.

Психологическая поддержка развития образовательного учреждения в соответствии с ФГОС до Цели психологической деятельности: - содействовать созданию психолого-педагогических условий для полноценного развития детей, созданию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 16:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дегтярюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД