Надежда Щербакова
Нравственные постулаты педагогов-классиков
▼ Скачать + Заказать документы
Существует множество публикаций, монографий педагогов и психологов, которые дают рекомендации о том, как правильно работать с детьми.
Тем не менее, важно, чтобы в основе работы каждого педагога лежали нравственные принципы и постулаты педагогов-классиков.
Если познакомиться с работами выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака (Генрика Гольдшмита, то его главным постулатом является абсолютная ценность детства.
"Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь".
Ребёнок, по Корчаку, - это сто масок, в сфере инстинктов, в сфере чувств.
Публикация «Нравственные постулаты педагогов-классиков» размещена в разделах
Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая лицемерием система воспитания, которую взрослые не реформируют из простого чувства лени. Корчак утверждал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду; не только любить, но и ненавидеть; не только уважать, но и презирать; не только соглашаться, но и возмущаться; не только подчиняться, но и бунтовать.
Януш Корчак отмечал необходимость разностороннего изучения ребёнка, необходимость узнать о нём как можно больше. На него оказали влияния идеи позитивизма, активно распространявшиеся в Польше того времени. Известные представители позитивизма в Польше, психолог и педагог Ян Владислав Давид, писатель Болеслав Прус, были бесспорными авторитетами для Генрика Гольдшмита и способствовали пробуждению в нём интереса к педагогике.
Другой советский, грузинский и российский педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».
Самая важная ценность человека как личности - его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.
Гуманная педагогика опирается на идеи великих педагогов - Яна Амоса Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к формированию личности каждого ребёнка и раскрытию её талантов.
Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.
Гуманная педагогика прежде всего предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.
По мнению русского педагога, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского педагогическая теория невозможна в закрытых пределах взаимодействия педагога и учащихся. Если педагогика хочет воспитать человека разносторонне развитого, то она должна сначала узнать ее тоже разносторонне, замечал К. Д. Ушинский.
К. Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть «сократический» — метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения.
«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».