Марина Харламова
Дидактические природоведческие экологические игры «Овощи и фрукты» для детей 3–5 лет
▼ Скачать
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры : взрослый читает, а дети добавляют слова:
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста)
— Солнышко светило чтоб, ярче зеленел… (укроп)
— Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку)
— От дождя земля намокла — вылезай, толстушка… (свёкла)
— Из земли — за чуб плутовку тянем сочную… (морковку)
Публикация «Дидактические природоведческие экологические игры „Овощи и фрукты“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук)
— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё… (петрушку)
— Вот зелёный толстячок — крупный, гладкий… (кабачок)
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж… (виноград)
— Очень сочны и красивы выросли на ветках… (сливы)
— Для Серёжи и Марины набираем… (мандарины)
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину… (груши)
— Не забудем для Алёны очень кислые… (лимоны)
— Для начинки в пироги набираем… (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра «Большой — маленький»
Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитатель предлагает ребёнку вытащить из мешочка картинку (или муляж) и изменить слова по образцу: огурец — огурчик, помидор — помидорчик и т. д.
Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными.
Груша (какая) — сочная, хрустящая, жёлтая.
Апельсин (какой) — ароматный, полезный, круглый.
Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твёрдая.
Помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый.
Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зелёный, длинный, ароматный.
При знакомстве с игрой можно прочитать стихотворение Я. Акима:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим поделю
Или такие стихи:
Душистые, румяные,
Есть сладкие, есть пряные,
Есть кислые, есть терпкие,
Есть мягкие, есть крепкие.
Есть свежие, сушёные,
И даже есть мочёные.
Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных.
Дидактическая игра «Мы волшебники немного — был один, а стало много»
Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:
Воспитатель предлагает ребятам изменить слова по образцу: яблоко — яблоки, груша —, слива —, персик —, банан — … и т. д.
Дидактическая игра «Продолжи фразу»
Лимон кислый, а яблоко… (сладкое);
Лимон овальный, а яблоко… (круглое);
Лимон жёлтый, а яблоко… (красное).
Коммуникативная игра «Поварята»
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Описание игры : все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берёт за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами» : резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через лёгкий имитационный массаж.
Развивающая игра «Я знаю»
Цель: развивать внимание и память, расширять знания о фруктах.
Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов : яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов : яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов : яблоко, груша и слива». Задача — продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?
Советы по проведению игры :
Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.
Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей различать фрукты на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
Материалы: мешочек, муляжи – яблоко, груша, слива.
Ход игры : Воспитатель предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял? Почему, ты, так думаешь» (ребенок достает из мешочка фрукт и описывает его). По очереди задание выполняют все дети. Так что было в мешочке? (ответы детей) Спелые, сочные, разноцветные, На деревьях всем заметные! Самые полезные, А зовутся - (Фрукты) Вот все фрукты и в корзине, будем мы варить компот, вкусный и полезный. Как называется компот из фруктов? (фруктовый)
Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Цель дидактической игры «Овощи, фрукты» – формирование представления о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать овощи по внешним признакам от фруктов.
Играет в познавательную игру средняя группа детсадовцев.
Для занятия необходимо подготовить из плотного материала макеты дерева и огородных грядок, вырезать узнаваемые изображения фруктов и овощей.
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с плодами, просит их назвать, рассказать, где они растут – на деревьях или огородных грядках. Задача воспитанников – правильно определить место произрастания культуры, прицепить ее к муляжному дереву или положить на грядку.
Возможен другой вариант игры : педагог размещает все картинки на дереве, спрашивает у детей, все ли плоды висят правильно, какие нужно переместить на огород.
Для старшей группы детсадовцев можно усложнить задание, предложить:
разделить фрукты и корнеплоды по цвету;
назвать геометрическую форму овощей и плодов;
спросить, что можно положить в десертную вазу, а из чего приготовить салат.
Четвертый лишний
Дидактические игры на тему «Овощи, фрукты» помогают детям расширить словарный запас, узнать о ранее неизвестных культурных растениях, научиться их классифицировать по внешним признакам и способу произрастания.
Для занятия необходимо сделать карточки, изображающие четыре плода. Три должны входить в одну описательную категорию, четвертый – принадлежать другой.
Отгадай по описанию
Дидактическая игра про фрукты и овощи строится в форме вопросов и ответов. Педагог называет признаки, спрашивает, какой овощ он описал, а дети должны догадаться и ответить. Например:
красный, круглый, сочный, мясистый (помидор);
острый, жгучий, белый внутри, с желтой шелухой, с тонкими листьями (репчатый лук);
зеленый, овальный, хрустящий, покрытый пупырышками (огурец);
большая, круглая, оранжевая, с толстой коркой, с полезными семечками (тыква);
длинная, треугольная, оранжевая, растет в земле, с кудрявой зеленью (морковка).
«Вершки и корешки»
Для закрепления знаний о способе произрастания культурных растений можно сыграть в подвижную игру, для которой понадобятся муляжи или изображения огородных и садовых плодов.
Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный плод. На вопрос, где он произрастает, отвечают физическими действиями:
на дереве (фрукты) – вытягивают руки вверх;
на земле (овощи) – вытягивают руки вперед;
под землей (корнеплоды) – садятся на корточки.
«Разложи фрукты, овощи, ягоды по корзинкам".
Цель игры : закрепить знания детей о фруктов, овощей и ягод.
Задачи: развивать словесно-логическое мышление; умение группировать фрукты, овощи и ягоды, сравнивать, обобщать; развивать мышление, речь, развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику пальцев.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть игру, вспомнить что такое урожай. Это слово встречалось на занятиях, поэтому дети без особых усилий вспоминают его значение, далее дети вспоминают название овощей, фруктов и ягод, выделяют основные особенности внешнего вида, где они растут.
Предложены 3 корзинки : одна корзинка для фруктов, вторая для овощей и третья для ягод. Приготовлены маленькие картинки овощей, фруктов и ягод. Задание: дети берут любую картинку изображением овощей, фруктов и ягод и кладут их в соответствующею корзинку, комментируя все свои действия.