Аминова Зухра Тимеряновна
Дидактические пособия для речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Дидактические пособия для речевого развития детей»
воспитателя Аминовой З. Т.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры и дидактические пособия. которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Публикация «Дидактические пособия для речевого развития детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.
Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.
Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.
Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром. Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.
Понятие "дидактические игры, пособия и игрушки" для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и развитии ребенка, поскольку являются первым обучающим материалом малыша.
Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос: полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку?
Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.
Однако, дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя: направить детскую активность в развивающее русло. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький, их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый, их количество (один, много, мало, форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.
На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.
Постарайтесь не давать малышу игрушки, красочное покрытие которых не является стойким. Материал не должен быть токсичным, чтобы избежать отравления. А также пока что лучше исключить деревянные и тряпичные игрушки. Предпочтительнее выбирать те, что сделаны из хорошего пластика или специальной резины.
Правило!
Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако, чтобы малыш начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их. Помните о том, что эти игры должны быть организованы родителями!
«Игры, которые можно провести дома»
«Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на., за., между., в., у. и т. п. Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше?
- Какие игрушки исчезли?
- Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Чудесный мешочек»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Кто больше?»
Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.
Дидактическое пособие “Цветочная поляна”
Описание пособия : Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
“Подбери серединку к цветку”
“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”
“Заверни у цветка красную серединку. Белую”
Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия :
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
• формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
• учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия : Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие. Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие «Клоун – Клёпа»
Сенсорный опыт – начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсорного восприятия.
Игры с дидактическим пособием «Клоун – Клёпа»
1. «Помоги нарядиться клоуну»
Цель: учить детей шнуровать, застегивать пуговицы и кнопки, прищипывать прищепки, прилипать пумпоны, нос.
2. «Поиграй с Клёпой»
Цель: развивать мелкую мускулатуру рук при помощи игрушек, которые в руках у клоуна (оттягиваем, поворачиваем, разворачиваем, надавливаем).
3. «Во что одет клоун Клёпа»
Цель: развивать разговорную речь, закрепление цветов.
4. «Пошуршали и помяли» (массаж пальчиков)
Цель: массаж пальчиков (помяли штанишки у клоуна, пошуршали воротничком)
5. «Клоун забыл»
Цель: познакомить с геометрическими фигурами и их цветом.
6. «Посчитаем части тела»
Цель: закрепить счет 1, 2 и название частей тела (два глаза, один нос, две руки, одна голова и т. д.).
7. Игра «Что делает правая рука, а что левая?»
Цель: учить называть «правая», «левая»
8. Игра «Что где находится?»
Цель: учить различать и называть пространственные направления: вверху, внизу.
Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка»
Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования.
Для изготовления пособия нам понадобятся CD диски, цветная самоклеящаяся бумага, цветная креповая бумага, нитки, двусторонний скотч, цветная изолента
Сначала необходимо сделать основу пособия : обклеить диск с обеих сторон самоклеящейся бумагой, в середине сделать цветок. Затем надо оформить края основы пособия с помощью изоленты в целях безопасности, чтобы края CD диска не были доступны детям при использовании пособия, а также, чтобы пособие было красивым и эстетично выполненным.
Теперь необходимо сделать бабочку из креповой бумаги. Для этого понадобится бумага 2-ух цветов. Затем необходимо сделать петлю из нити длиной 20-25 см и закрепить бабочку.
Теперь надо дооформить пособие. Конец нити необходимо спрятать под серединку цветка. Бабочка должна находиться в подвешенном состоянии. Её легко можно посадить на цветок. А также сдуть.
Многофункциональное пособие «Цветик-семицветик».
Цели использования пособия :
Словарная работа.
Развитие связной речи.
Составление предложений;
Составление сказок и рассказов по серии картинок;
Конструкция дидактического пособия «Цвети – семицветик» состоит из:
Игрового поля, оформленного в виде цветочка с семью лепестками
В центре лепестков расположены «липучки» для карточек;
По краям поля так же закреплены «липучки» для раздаточного материала
На карточках, с обратной стороны, так же закреплены «липучки»
С обратной стороны закреплена полочка с материалом для развития мелкой моторики рук
Пособие «Цветик-семицветик» направлено для решения педагогических задач по семи блокам:
«7 цветов радуги»;
«7 дней недели»;
«Учим звуки»;
«Знаем сказки»;
«Времена года»;
«Добрые дела»;
«Знаем животных».
Дидактическое пособие для детского сада «Теремок»
Описание. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста и способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.
Способ изготовления пособия.
При помощи компьютерной графики рисуем теремок. Распечатываем на принтере.
Готовое изображение ламинируем прозрачной самоклейкой.
Вырезаем кармашки из прозрачной плёнки и прикрепляем их на место окон с помощью двустороннего скотча.
Подбираем необходимые картинки и ламинируем скотчем.
Дидактическая игра «Теремок»
Цель: развивать речевую активность детей.
Варианты заданий.
1 задание «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Взрослый показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью родителей рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
2 задание «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Взрослый изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и взрослый меняются ролями.
3 задание «Кто, где живёт?»
Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.
Взрослый размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между
5 задание «Посели жильцов»
Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Взрослый предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.
6 задание «Слоговые песенки»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.
Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!
Советы родителям «Какие пособия и игры помогут ребёнку заговорить»
Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.
Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.
Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.
Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки, стихи Агнии Барто и короткие песенки.
Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Давайте больше работы пальчикам ребё нка: катать по столу карандаш, перебирать крупу, открывать и закрывать крышки баночек, бутылочек… Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Попросите назвать животное или птицу. Спросите, как кричит это животное, попросите ребёнка повторить звукоподражание.
Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу) .
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.
Уделяйте больше внимания развитию связной речи : рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам, составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»
В заключение хочу сказать, что дошкольный возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаться в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
Я призываю Вас – любите своих детей, и тогда они вырастут добрыми и умными.