Вера Бельтюкова
Дидактические игры экологического содержания для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры экологического содержания
1. «Беседа с деревьями»
Задачи: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Ход игры:
Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.
Публикация «Дидактические игры экологического содержания для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Можно провести «Беседу с цветами» с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.
2. «Встреча с растениями»
Задачи: формировать эмоциональное отношение к природе.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на клумбе.
Воспитатель. Выберите себе цветок и посмотрите на него внимательно. Вам знакомо это растение? Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать дает образец рассказа.
Задачи: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Ход игры.
Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга / зеленый и красный
Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно - красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине. Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро. Как вы оцениваете действия девочки?
3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птички это не понравится, - сказал папа. – Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд». Как вы считаете, папа правильно поступил? /
4. «Необычное путешествие»
Задачи: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой / очередность определяется с помощью жребия/, рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
2 вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.
5. «Природа благодарит и сердится»
Задачи: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.
Ход игры.
Игра проводится во время прогулки в парк, лес, сквер. Старичок-лесовичок просить детей ответить на два вопроса:
- За что природа могла бы сказать вам «спасибо?»
- За что природа могла бы рассердиться на вас?
Дошкольники получают фишки : за ответы на первый вопрос - яркие красного, зеленого и желтого цвета и темного серого или коричневого цвета - за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.
6. «Отгадай и нарисуй»
Задачи: развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
7. «Чьи семена?»
Задачи: упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
8. «Детки с какой ветки?»
Задачи: дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
9. «Какое насекомое, назови?»
Задачи: Фомировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки.
10. «Найди такой же цветок»
Задачи: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
11. «Кто как поет?»
Задачи: формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
12. «Лекарственные растения»
Задачи: закрепить знания лекарственных растений.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры : вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных игр.