Галина Береснева
Дидактические игры в ребусах «Водоемы, мосты, острова Санкт-Петербурга»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РЕБУСАХ. «ВОДОЁМЫ, МОСТЫ, ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».
Твердят:
«Вначале было СЛОВО»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…
Р. Рождественский.
В. В. Волина «Учимся играя»,стр. 3 «Новая школа» Москва, 1994 год
Цели игры
1. Закрепление знаний о водоемах, островах, мостах Санкт-Петербурга.
Темочки:
- Водоемы. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург
- Мосты Санкт-Петербурга
- Ребусы, шифровки
- Санкт-Петербург. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2018
2. Развитие логического мышления, анализ и синтез слова, развитие фонематического слуха.
3. Активизация и обогащение словаря детей.
4. Воспитание любви к родному городу, желание беречь его, содержать в чистоте.
Содержание пособия направлено на развитие познавательной активности ребенка, обогащению словаря, ознакомлению с историей родного города. Над каждым ребусом надо посидеть, разобраться в каждом рисунке, слове, а затем соединить вместе его части, так как ребус – это говорящая картинка, загадка. Во время разбора возникают разные вопросы, дети находят ответы самостоятельно или с помощью взрослого. Как читать ребус все уже знают.
Вариант №1
Взрослый показывает большие карточки с названием (острова, водоемы, мосты, вместе разгадывают. Затем все вместе разгадывают карточки с названиями мостов, рек, островов и кладут на нужную большую карточку.
Вариант №2
Большие карточки с названиями лежат на столе. Маленькие карточки с названиями рек, водоемов, мостов разложить в разных местах групповой комнаты. Шагая по группе сосчитать до 10-ти и остановиться, взять рядом лежащую карточку, разгадать ребус и положить ее на нужную большую. И так, пока не закончатся карточки.
Каждую минуту на свет появляется «новое чудо», которое надо любить, воспитывать, обучать. И делать это, конечно, с большим желанием, вдохновением.
«Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира».
Л. М. Потапова. «Детям о природе. Экология в играх», стр. 4.
Наряду с разнообразными формами работы: наблюдениями, экскурсиями, опытами, экспериментированием, инсценировками, литературными материалами по темам, играми, использую ребусы.
Что такое ребус?
Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Толковый словарь русского языка, стр. 694. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Москва «АЗЪ»1993г.
История ребусов
Впервые ребусы как загадки в рисунке появились в ХV веке во Франции. Так называли юмористические выступления комедиантов на карнавале на злобу дня. Спустя некоторое время французы стали называть ребусом каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы.
Само слово «ребус» имеет логическое происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Не словами, а при помощи вещей» и оставили из нее только последнее слово – rebus. Таким образом ребус происходит от формы латинского слова, обозначающего вещь, во множественном числе.
В начале ХVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. В Россию ребусы попали лишь к середине ХIХ века и появились на страницах популярного журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива». В 1881году в России стал издаваться журнал «Ребус».
Много лет работаю в коррекционном детском саду. Дети-логопаты требуют особого внимания, так как у них нарушена слоговая структура речи, фонематический слух, нет многих звуков. Пришла к выводу, что ребусы помогают в профилактике дисграфии, развивают логическое мышление, обогащают словарь детей. Сначала знакомлю детей с созданием ребуса (из чего он состоит, что это такое). Разгадываем ребусы на разные темы. Сначала брала уже известные ребусы, но их оказалось мало и стала придумывать сама, акцентируя внимание на то, что эта работа над словом, хотя и очень сложная для детей с нарушением фонематического слуха, но цветные, яркие ребусы, где гласные буквы красного цвета, мягкие согласные зеленого, твердые - синего, помогают анализу и синтезу.
Когда у детей стал появляться интерес к разгадыванию ребусов, предложила им самим создавать свои. Конечно, не все дети могут это сделать, но все же пытаются, помогаю им. А есть дети, которые придумали игры. Некоторые представляю вам: «Что лишнее?», «Чем отличается?». И это очень радует. Работаем не зря.
Игры в ребусах, придуманные Катей Марченко (6 лет)
Литература
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Москва. Просвещение. 2002.
Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Москва. LIWKA – PRESS/
1998/
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет
Ярославль. Академия «К». Академия ХОЛДИНГ. 2000.
Смирнова В. В. Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Санкт-Петербург. Издательство «Союз». Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2005
Волина В. В. Учимся играя. «Новая школа» Москва 1994.