Алла Рубцова
Конспект занятия по краеведению «Мифические жители Санкт-Петербурга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать простейшие знания о мифических существах в Санкт – Петербурге.
Задачи:
1. Развивать творчество в познавательно-исследовательской деятельности
2. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю,
3. Формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.
4. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города Санкт – Петербург.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Мифические жители Санкт-Петербурга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
• Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, картин прошлых лет и настоящего времени.
• Чтение художественной литературы. (различных жанров)
• Наблюдение на улицах нашего города.
• Прогулки по городу с родителями, посещение музеев.
• Экскурсии.
-Ребята, сегодня мы познакомимся с мифическими жителями нашего города. Может быть, вы знаете, какие мифические существа есть в нашем городе? (Ответы детей).
-Да. В нашем городе много мифических существ. Сегодня мы познакомимся с ними. Самые известные из мифических существ –это сфинксы и грифоны.
Вьюга, стужа, снегопад.
Сфинксы стынут и дрожат.
Но не дремлют и не спят-
Сфинксы город сторожат.
Их скульптурные изображения, исполненные в камне и металле,украсили подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы и парки. Сфинксы – это львы с женской головой человека, один из самих популярных персонажей египетской мифологии. Родина первых каменных сфинксов – Древней Египет. Самые известные сфинксы на Университетской набережной - им около трех с половиной тысяч лет! Сфинксы очень тяжелые – весят 23 тонны
Четыре больших сфинкса украшают дворец Строганова на главной улице города – Невском проспекте. Это молодые сфинксы – им всего около сорока лет.
А самые молодые сфинксы молчаливо созерцают на набережной Робеспьера. Эти сфинксы не похожи на всех остальных – к жилым домам обращены юные женские лица. Эти сфинксы – мемориал жертвам террора.
Самый маленький сфинкс- восседает на шлеме богини мудрости Минервы, венчающий главный фасад Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли –такой он маленький. Сфинксы олицетворяют жизнь и смерть,торжество правды над ложью.
Также наш город –набережные и мосты -охраняют чудища с названием –грифоны (грифы).
Грифоны –существа с львиным туловищем и орлиной головой- иногда они представали в облике крылатых львов. У банковского моста –наряду со сфинксами – находятся грифоны. Они охраняют здания Главного банка. Физкультминутка.
Вы видали, как красивы наши грозные грифоны?- улыбнулись
Им причесывают гривы – расчесываем волосы
Гребни белые Невы- волнообразные движения руками
И порой Нева купает- движение руками произвольно
Окунает с головой- наклоняют голову
В наводнение так бывает
С разозленною Невой. - опускают руки, поднимают голову, садятся на места.
Грифоны с золочеными высоко распахнутыми крыльями и львиными мордами заняли свои места у банка. Грифоны считались самыми надежными стражами золотых кладов. По одной из легенд грифоны расправлялись с одноглазыми разбойниками. Грифоны банковского моста призваны были охранять и сам мост, и золотые запасы в банке.
Очень много рельефных изображений грифонов наблюдаем на многих старинных зданиях.
Есть еще мифологические чудища – кентавры (полулюди, ,полукони, сатир –лесной демон с козлиными ногами, Тритон –существо с человеческим лицом, жабрами и дельфиньим хвостом. Есть еще морские чудища –речные нимфы –наяды, похожие на русалок. Наяд можно увидеть на решетках Литейного моста, где они поддерживают герб Санкт- Петербурга. Они же вплетены в узор решеток Аничкова моста. Медуза – одна из трех горгон (женщин-чудовищ, обладающая взглядом, обращавщих всех в камень. Медуза была смертной- в отличии от своих сестер. На голове медузы вместо волос извивались змеи.
А теперь поиграем игру «Спастись от Медузы».
Но сначала, выберем ведущего с помощью считалки.
Вышел сфинкс наш из тумана
На Неве он капитаном
Будет он теперь хранить
А тебе сейчас водить.
Ребята, сегодня вы узнали много нового. Но наше путешествие будет продолжено на другом занятии.
Цель:закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и о его основных достопримечательностях
Задачи:
5. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности
6. Воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю,
7. Формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.
8. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города Санкт – Петербург.
9. Получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, архитектуре.
10. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу
11. Воспитывать любовь к родному городу, стране.
12. Воспитывать культуру поведения в общении с людьми, основы этикета.
13. Развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
14. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
15. Обогащение активного словаря.
16. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
17. Развитие речевого творчества.
18. Развивать представления детей об архитектуре, умение любоваться красотой зданий нашего города.
19. Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку.
20. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, картин прошлых лет и настоящего времени.
• Чтение художественной литературы. (различных жанров)
• Наблюдение на улицах нашего города.
• Прогулки по городу с родителями, посещение музеев.
• Экскурсии.
• Настольные игры: лото, домино, пазлы, кубики по теме Санкт-Петербург.
• Заучивание стихов по теме.
• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди пару», «Чего не хватает».
• Словесные игры: доскажи словечко, чистоговорки.
• Строительные игры: постройки из мелкого и крупного строителя.
• Рисование достопримечательностей нашего города.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель с детьми стоят около стола. Воспитатель обращает внимание детей, на то, что лежит на столе.
Воспитатель: Ребята, кто из вас положил мне на стол этот конверт? Интересно откуда он появился? Давайте посмотрим, что в нём? Это письмо – прочтем его.
Воспитатель и дети садятся на стулья.
Воспитатель достает из конверта изображение Медузы и читает письмо :
«Я, очень долго была в заточении, но наконец, смогла вырваться. Я решила не причинять людям зла, а просто попутешествовать по миру. Когда я проплывала по реке, то заметила двух необычных существ, они прогуливались по набережной. Я к ним подплыла ближе, но они стали на меня рычать. Я заколдовала их своим взглядом. Вы же знаете, что мой взгляд превращает живые существа в камень. Когда наступило утро, ко мне опустился ангел. Он рассказал, что он Ангел Хранитель, и его задача охранять город и его жителей днём. А ночью спящий город сторожат два стража, они прогуливаются по улицам и очень зорко следят за порядком. Ангел очень вежливо попросил расколдовать стражей и вернуть им прежний облик. А я не могу расколдовать их, т. к. они уже были
каменные и мой взгляд разбил их на части. Только добрые и любящие сердца могут их спасти – это вы милые дети, которые живёте в этом городе и знаете его историю. Чтобы получить часть стража надо выполнить задание. Когда вы получите все восемь частей, колдовство развеется, чары падут и стражи вернутся на своё место. Все задания я даю вашему воспитателю. Оставляю присматривать за вами своего друга – Грифона! Удачи вам!»
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что за существо дало нам задание?
(Медуза.)
Что же она нам рассказала?
Кто же спустился к ней с небес?
А где находится Ангел Хранитель, который охраняет город днём?
Ответы детей. (Ангел хранитель, который находится на Петропавловском соборе)
Воспитатель: Обратите внимание! Медуза преобразовала всю нашу группу! Мебель стоит как-то не так! Конверты лежат повсюду! Давайте посмотрим, может это и есть задания Медузы!
А вот и первое задание нам приготовила Медуза.
Первое задание
«Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»
1. Кто основал наш город? (Петр I)
2. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
3. Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
4. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
5. Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
6. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
9. Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
10. Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
11. Какой чудо-сад в Санкт-Петербурге ты знаешь? (Летний сад)
12. Как выглядит герб нашего города?
13. Царский дворец, построенный на берегу Невы (Зимний дворец или Эрмитаж)
14. Этот мост соединяет центральную часть города с Эрмитажем и Адмиралтейством и стрелку Васильевского острова. В разведенном состоянии является символом нашего города. (Дворцовый мост)
15. Каких мифических существ вы знаете?
16. Какие охраняют наш город?
17. Как называются существа с женской львиной головой?
18. Где находятся самые известные сфинксы?
19. Где самый маленький сфинкс?
20. Как называются существа с львиным туловищем?
21. Какая у них голова?
22. Где находятся самые известные грифоны?
Воспитатель:- Молодцы, все справились с заданием. Посмотрите, мы вернули первую часть стража. Давайте искать вторую часть.
Второе задание: «Чего не хватает»
Игра у стола. (Дети стоя у стола должны соединить карточки)
Воспитатель: Почему ты так соединил? Что у тебя получилось? Помоги товарищу найти недостающею часть.
Сфинксу -голову
Грифону – туловище и голову
и т. д.
Воспитатель: Какие вы молодцы справились с заданием. И нам вернули вторую часть.
Третье задание: Чей силуэт? (теневой театр) Дети садятся на стульчики перед ними на столе ширма. Они должны угадать по силуэту, что спряталось за тенью.
Воспитатель: Что спряталось в тени? Почему вы так думаете? По какому характерному признаку вы определили?
Молодцы! Как быстро мы с вами справляемся с заданиями. Мы вернули третью часть. Теперь нам надо вернуть четвёртую часть.
Четвё ртое задание: Отгадай загадку?
А теперь нам предлагает Медуза отгадать загадки о мифических жителях.
Вьюга, стужа, снегопад,
Они стынут и дрожат.
Но не дремлют и не спят
Они город сторожат. (Сфинксы)
Крылатые львы
Голова у них птицы
Стоят уж давно
Охраняют наш город (Грифоны)
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной тоски. (Сфинксы)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, за это вам дали четвёртую часть.
Воспитатель: Мы с вами уже вернули четыре части, какие мы молодцы. Давайте с вами отдохнём, и поиграем.
Подвижная игра» По болоту Пётр шёл»
Предлагаю поиграть в игру «По болоту Петр шел»
Водящий находится в середине круга.
(Дети идут по кругу, со словами).
По болоту Петр шел
Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там.
«Петр» - ребенок
Я по острову пойду,
Шевельнется кто- найду.
Дети –замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.
Воспитатель: Какие у нас хитрые зайцы, никого Пётр не поймал. Давайте сядем на стульчики и посмотрим следующее задание.
Пятое задание: «Волшебный мешочек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное задание нам приготовила Медуза. В этом мешочке что-то есть, давайте посмотрим, что там?
Вызываем каждого из детей, и он достаёт изображение.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает это изображение? (Грифон, сфинкс и т. д.).
Молодцы, всё отгадали и за это получайте пятую часть.
Шестое задание: На листе ватмана
«Соедини стрелочками?»
Воспитатель: Ребята посмотрите, какое интересное задание приготовила нам Медуза.
Соедини стрелками названия и их определения.
1. Лев с женской головой человека. а) грифон
2. Крылатый лев. Иногда с птичьей головой. б)наяды
3. Полулюди. полукони. в) сфинкс
4. Речные нифмы. г) кентавр
За это задание мы получили с вами шестую часть.
А теперь нам нужно найти нашего стража.
У меня есть скульптура нашего помощника – Грифона (Сфинкса, если потереть его за лапу, то сбудется желание. Давайте попробуем загадать желание для жителей нашего города. Что можно пожелать, подумайте, а потом подойдите, произнесите вслух и, потрите ногу Грифона.
Дети: Загадывают желания для города и жителей Спб. (воспитатель незаметно достает конверт)
Воспитатель: Мы нашли нашего стража, давайте соберём и посмотрим, что у нас получилось. (Дети собирают на полу пазл)
«Собери стража»
Воспитатель: Вы догадались, кто сторожит наш сон ночью?
(Сфинксы. Они сидят на Гранитной пристани, напротив Академии Художеств. Это каменные львы с лицом человека.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданиями и разрушили волшебные чары Медузы. Теперь наши сфинксы вернутся на своё прежнее место и будут сторожить покой жителей нашего города.