Светлана Фомина
Дидактические игры в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной. От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.
Публикация «Дидактические игры в группе раннего возраста» размещена в разделах
В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.
Задачи дидактических игр
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть :
по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
по ознакомлению с природой;
по ознакомлению с предметным миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
нравственное воспитание малышей;
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Приёмы
При проведении дидактической игры с малышами ясельной группы наиболее целесообразными приё мами являются:
внезапное появление объектов, игрушек;
загадывание и отгадывание загадок;
чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте
Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.