Гурковская Лариса Гениевна
Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении
▼ Скачать + Заказать документы
«Найдем волшебные слова»
Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.
Ход игры
Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например, «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».
«Секрет»
Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.
Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.
Публикация «Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Культура поведения для детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход игры
Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д., кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.
«Подарок на всех»
Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.
Оборудование: цветик-семицветик.
Ход игры
Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?
Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.
Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.
Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.
Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.
«Рукавички»
Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.
Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.
Ход игры
Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.
Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Победителей награждают аплодисментами.
«Гуляем по парку»
Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Ход игры
Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры : зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.
«Поводыри»
Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.
Ход игры
Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.
Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.
«Луноход»
Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.
Оборудование: индивидуальные «пульты управления».
Ход игры
Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.
Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.
«Приветствие гостей»
Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.
Ход игры
Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.
При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, соблюдать следующие правила:
• смотреть в глаза гостю,
• улыбаться, слегка наклонив голову.
В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?
Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?
«Прощание»
Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.
Ход игры
Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.
«Приветствия»
Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры
Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.
«Назови ласково»
Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно- ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.
Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т. д.
Правила игры : думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.
Оборудование: волшебная палочка.
«Круг желаний»
Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления.
Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.
Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.).
«Вспомни сказку»
Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог
Правила игры : вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.
Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.
«ДОБРО — ЗЛО»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает
добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
Водящим можно выбирать детей.
«ТАЙНЫЙ ДРУГ»
Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их
«тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик
Ход игры:
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.
ИГРА – ТРЕНИНГ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ ИЛИ ПОДРУГА»
Цели:
1. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе.
2. Воспитывать уважение друг к другу.
3. Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.
4. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.
- предложить вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;
-увидеть какое настроение у них;
- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;
- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).
После выполнения задания дошкольники кладут свои работы на стол, любуются ими, поддерживают дружескую беседу.
«КРАСИВЫЙ НАРЯД»
Цели:
1. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.
2. Предоставить возможность занять позицию взрослого.
3. Отражать в игре личный опыт и знания.
4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Лада и Ваня играют в семью. Ваня предлагает девочке принарядиться. Для этого Лада сначала гладит кофточку, затем снимает юбку с вешалки и одевает все на себя. Ваня оценивающе смотрит на Ладу и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.
ИГРА-СИТУАЦИЯ «КИНОТЕАТР»
Цели:
1. Рассказать об устройстве кинотеатра.
2. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).
После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. Педагог при необходимости напоминает форму общения.
«МОСТИК»
Цель: учить детей реализовывать знание правил этикета в игровых и жизненных ситуациях; способствовать формированию навыков культуры поведения в общении с детьми разного пола.
Оборудование: гимнастическая доска или гимнастическая скамейка.
Организация и методика проведения
На полу лежит гимнастическая доска — это «мостик».
Вариант 1. Дети делятся на две команды: мальчиков и девочек. С двух сторон одновременно к «мостику» подходит по одному игроку от каждой команды. Кому идти первым? Мальчик вежливо помогает девочке пройти по «мостику» первой, подает ей руку, помогая сойти с «мостика», а затем идет сам. И так поочередно все дети. Воспитатель подчеркивает, что девочки нуждаются в особой заботе и внимании со стороны мальчиков. Но и мальчики «рыцари» заслуживают благодарности со стороны девочек. Поэтому в знак признательности девочки улыбаются мальчикам и благодарят за услугу и помощь.
Вариант 2. Группа произвольно делится на две команды. К «мостику» с каждой стороны подходит по одному ребенку. В зависимости от того, кто встретился у «мостика», дети сами решают, кому следует идти первым, и договариваются, кто кого пропустит (мальчик—девочку; старший — младшего; тот, кто вежливее, первым уступит дорогу) Тот, кого пропустили первым, не забывает поблагодарить сверстника.
Вариант 3. Игра-соревнование двух команд: кто лучше знает и выполняет правила этикета при прохождении по «мостику».