Верзакова Татьяна Валерьевна
Дидактические игры по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Что может быть?».
Цель: совершенствуем словарный запас
Задание:
- Ребенку предложить ответить на вопросы:
«Что может быть деревянным? (стул, стол, полка, шкаф, игрушка и т. д.)
Что может быть пластмассовым (кубики, счётные палочки, детская посуда, пистолет и т. д.)
Что может быть стеклянным (шар, стакан, графин, столик, бокал, фонарь и т. д.)
Что может быть белым (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т. д.);
Что может быть зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко);
Публикация «Дидактические игры по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Что может быть колючим (ёжик, кустарник, стебель, кактус, свитер, шарф и т. д.)
Что может быть красивым (платье, картина, букет) и т. д.
«Подбери как можно больше прилагательных к существительному»
Цель: пополнение словарного запаса.
Зима, она какая? (морозная, белая, вьюжная, волшебная, белоснежная, длинная, серебряная, лютая, суровая, красивая, тёплая, продолжительная, северная, сказочная, долгожданная, южная, длинная)
Снег какой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
Солнце, оно какое? (жёлтое, большое, яркое, жгучее, лучистое, огненное, сияющее, ясное, огромное, ослепительное и. т. д.)
«Рифмы»
Цель: научить детей слышать рифмующиеся пары слов, совершенствовать умение подбирать рифму.
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
Держу я рубашку, ты видишь (букашку,
Взяла я корзину, купил ты (картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан,
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит (воробей).
Концерты на «Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач,
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши (врачи).
«Подарки»
Цель: совершенствовать умение подбирать рифмующиеся слова
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – … (хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -(виноград, щенят, мармелад, лимонад и т. д.)
«Определи место звука в слове».
Цель: развиваем фонематический слух
Задание:
- Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова, в третей – слова со звуком [а] в конце слова.
Такую игру можно проводить с любым звуком, тем самым закреплять позицию звука в слове.
«Подбери слово с заданным звуком».
Цель: развиваем фонематический слух, учимся придумывать слова на заданный звук
Задание:
- Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [К].
- Придумай слово, чтобы заданный звук [О] был в середине, в начале и в конце слова.
«Придумай слово».
Цель: развиваем умение образовывать новые слова из слов, словообразование
Задание:
- В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)
- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)
- Куда можно положить масло? (масленку)
- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)
- Если человек работает строит дома, значит он? (строитель)
- А, если учит? (учителем)
- А, если лечит? (врачом)
- А, если водит машину? (шофёр) и т. д.
«Продолжи словарный ряд» (однокоренные слова).
Цель: активизация умения образовывать родственные слова
Снег – (снеговик, снегокат, снежинка, снегурочка, снежный)
Зима – (зимний, зимушка, зимовать)
Мороз – (морозный, морозец, заморозило, морозит)
Речка – речной – речник – реченька.
Лес -… (лесной, лесник, лесовик и др.)
Ёж - … (ежата, ежонок, ежиха)
Мёд - … (медовик, медовый, медок)
Медведь (медведица, медвежонок, медвежья).
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова-антонимы к словам.
добрый - злой
твердый - мягкий
пушистый - гладкий
веселый - грустный
ровный - кривой
чистый - грязный
ленивый - трудолюбивый
радостный - печальный
идти - стоять
говорить - молчать
шептать - кричать
держать - бросать
рвать - скреплять
чистить - пачкать
сушить - мочить
одевать - снимать
близко - далеко
высоко - низко
широко - узко
глубоко - мелко
смешно - грустно
вверху - внизу
впереди - позади
слева - справа
птица летит высоко, а комар. (низко);
летом жарко, а зимой. (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц. (быстро);
море далеко, а лес. (близко);
днем светло, а ночью. (темно);
в океане глубоко, а в луже. (мелко);
ворона кричит громко, а воробей. (тихо).
Заяц прыгает, а ласточка.
Червяк ползает, а рыба.
Лошадь скачет, а змея.
Кузнечик прыгает, а гусеница.
Сорока стрекочет, а ворона …
Кошка мяукает, а собака.
Овечка блеет, а корова.
Кукушка кукует, а лягушка.
Свинья хрюкает, а коза.
«Обобщающее слово»
Цель: формировать умение классифицировать слова по заданному признаку
Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).
Пример: трактор, автобус - (транспорт)
Колокольчик, незабудка - (цветы)
Лось, кабан - (дикие животные)
Морковь, баклажан - (овощи)
ель, дуб - (деревья).
Лимон, апельсин - (фрукты)
Суп, чай -. (пища)
Рубашка, брюки - (одежда)
Стол, стул - … (мебель)
Ложка, вилка -… (посуда)
Корова, кошка - … (домашние животные)
Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)
Миксер, чайник - … (бытовые приборы)
Дом, магазин -… (здания)
«Найди как можно больше слов»
Цель: совершенствование словарного запаса
Что бывает мягким? Что бывает жидким? Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? Кто живёт в норе? У кого из живых существ нет ног?
«Угадай предмет»
Цель: формирование умения отгадывать предмет по его словесному описанию.
Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет. После, можно предложить ребёнку загадать предмет и описать его.
«Логические концовки»
Цель: развиваем логическое мышление
- Днём светло, а ночью … (темно)
- Смотришь глазами, а слушаешь … (ушами)
- Лимон кислый, а сахар… (сладкий)
- Если 5 больше 2, то 2 … (меньше 5)
- Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)
- Если Петя выше Коли, то Коля … (ниже Пети)
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
- Если жёлтая полоска шире голубой, то голубая … (уже жёлтой)
- Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
- Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
- Если юбка короче платья, то платье … (длиннее юбки) и т. д.
«Земля. Вода. Воздух. Огонь»
Цель: закрепить знания детей об объектах живой природы
Взрослый бросает ребенку мяч, называет животного, птицу, насекомого, рыбу, а ребёнок должен поймать и сказать, если это птица, то воздух, если рыба, то вода, если животное, то земля, если ведущий говорит огонь, мяч ловить не надо: крокодил, кит, синица, дельфин, медведь, белка, орёл, собака, морская звезда, бабочка, кузнечик и т. д.
«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)
Цель: учить правильно заканчивать предложения словами, подходящими по смыслу.
• Мама положила хлеб. куда? в хлебницу)
• Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
• Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
«Назови три слова»
Цель: активизация словаря у детей
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
• Что можно построить?
• Что может ехать?
• Что можно испечь?
• Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
• Что можно варить?
• Что можно читать?
• Что можно сшить?
• Чем можно рисовать?
• Что может летать?
• Что может плавать?
• Что (кто) может прыгать? и т. д.
«Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.
Воспитатель показывает картинки с изображением стола, дома, грузовика, дерева, птицы, животного и т. д., дети по очереди называют все части предметов.
«Придумай другое слово»
Цель: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «морс из клюквы», а можно — «клюквенный морс». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.
кисель из малины (малиновый кисель)
суп из гороха (гороховый суп)
суп из овощей (овощной суп)
переход для пешеходов (пешеходный переход)
шкаф для книг (книжный шкаф)
машина для стирки (стиральная машина)
варенье из брусники (брусничное варенье)
тарелка для салата (салатница)
тарелка для конфет (конфетница) и т. д.
Какое что бывает?
Цели: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:
зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки)]
широким (река, дорога, лента, бульвар, улица);
новым (шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель);
маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик);
вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);
пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);
холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот);
высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);
круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор).
«Какая, какой, какое»?
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.
Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный
«Найди лишний предмет».
Цель: формировать умение у детей классифицировать предметы.
Детям предлагается несколько картинок (можно без наглядного материала, словесно, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны назвать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
Примерные серии картинок:
Яблоко, банан, арбуз, дыня
Капуста, слива, огурец, помидор;
Платье, юбка, шапка, брюки;
Лиса, кот, собака, корова;
Кукла, мишка, стол, паровозик;
Автобус, машина, троллейбус, трамвай и т. д.
Круг, квадрат, карандаш, треугольник;
Лошадь, олень, корова, свинья и т. д.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Стул - стульчик
Глаз - глазик
Дом - домик
Нос - носик
Хвост - хвостик
Карандаш - карандашик
Забор - заборчик
Шкаф - шкафчик
Стакан - стаканчик
Блин - блинчик
Рукав - рукавчик
Лапа -лапка
Шуба – шубка
Стол – столик и т. д.