Светлана Александровна Воронова
Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная и игровая деятельность являются важнейшими составляющими развития познавательной сферы дошкольника с комплексными нарушениями развития. Манипуляции и действия с предметами обеспечивают одновременно чувственную и практическую основу освоения окружающего мира, актуализируют ранее сформированные представления, создают предметно-практическую базу для развития мыслительных операций, развивают знаково-символическую функцию мышления и речи. Необходимость выделения данного направления в качестве самостоятельного аспекта коррекционно-развивающей работы обусловлена особенностями развития предметно-манипулятивной и игровой деятельности при комплексных нарушениях развития, которые наблюдаются как в дошкольном, так и в школьном возрасте. У детей с ОВЗ одной возрастной группы наблюдаются разные этапы сформированности предметной и игровой деятельности, а освоение каждого из них занимает длительный срок (Т. А. Басилова, 1994). В одних случаях это стереотипные, повторяющиеся действия с предметами, направленные в большей мере на самостимуляцию. В других случаях — специфические манипуляции и предметные действия, основанные на выделении их свойств и качеств. В третьих — предметно-игровые действия процессуального характера. У старших дошкольников, которые уже имеют опыт систематического обучения, могут наблюдаться элементы ролевой игры : создание игрового замысла, распределение ролей, выбор игровых атрибутов. Анализ содержания всех этапов спонтанного и целенаправленного развития предметных и игровых действий у детей с комплексными нарушениями развития показывает, что одной из наиболее важных проблем, негативно влияющих на овладение данными видами деятельности, являются трудности понимания и включения в игры предметов-заместителей. Это приводит к формализации предметно-игровых действий, не дает возможность развиваться игровому замыслу, существенно сокращает содержательную сторону игры, придавая ей характер многократных повторений ранее освоенных способов действий с предметами и игрушками, цепочек игровых действий (даже при наличии признаков ролевого поведения). Основу для развития предметной и игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями развития составляют совместно-разделенные действия, построенные на подражательной основе. Взрослый демонстрирует образец игрового поведения всеми способами, доступными пониманию ребенком и хотя бы частичной реализации им (зрительно, тактильно-осязательно, жестово-мимически, вербально). При знакомстве с новой игрой, в зависимости от ее содержания, целесообразно создавать условия для целостного и детализированного (поэтапного) анализа предметно-игровых действий. Для его осуществления используются знакомые жесты; прием «рука в руку», который позволяет направить внимание ребенка на разные характеристики предмета, стимулировать самостоятельные познавательные действия. Уместно выполнение дошкольником анализирующих движений сразу двумя руками. Степень участия взрослого в предметно-игровой деятельности меняется в зависимости от новизны предмета или действий с ними; количества этапов, из которых состоит игровое действие; активности ребенка и т. д. Важным аспектом в работе с дошкольником с комплексными нарушениями развития является предоставление ему возможности самостоятельного манипулирования и игр с различными объектами окружающей среды при сохранении контролирующей функции взрослого. Она может быть направлена на предупреждение появления самостимулирующих действий, непродуктивности игрового поведения. В связи с наличием трудностей осознания заместительного значения игрушек по отношению к объектам и явлениям окружающего мира (тенденции к прямому переносу способа предметно-игрового действия с игрушки на реальные объекты и обратно) большое внимание на всех этапах коррекционно-развивающей работы уделяется обучению действиям с предметами-заместителями. Внимание ребенка обращается на критерии их выбора, адекватность использования в различных игровых ситуациях. Особое значение это приобретает на этапе формирования сюжетной игры, где активно используются куклы или игрушки, изображающие животных. С целью профилактики появления неадекватных действий (кормление куклы настоящей пищей) в качестве участника в игры привлекается другой взрослый или сверстник. Ребенку демонстрируются близкие по содержанию, но различающиеся по реализации образцы ролевого поведения в парах: человек и объект его действий, кукла и предмет-заместитель. Например: мытье ребенком рук с мылом и имитация этих действий с помощью жестов, одевание ребенка на прогулку и имитация этих действий с куклой. Игры, обеспечивающие формирование предметно-игровой деятельности, проводятся индивидуально или малыми группами по 2–3 ребенка. При необходимости к организации игр привлекается второй взрослый. Для реализации предметно-игровых действий используются игрушки, различные предметы окружающей среды. Следует обратить внимание на их внешние качества и функциональные свойства, которые могут как увеличить степень познавательной активности, так и снизить ее. Например, яркие, но естественные цвета предметов привлекают внимание ребенка, способствуют развитию мотивации к действиям с ними. Звучащие предметы и игрушки также усиливают интерес ребенка, в то время как заводные, длинноворсовые могут вызвать защитно-оборонительные реакции, отказ от участия в совместной деятельности. Большее значение в процессе организации работы по развитию предметно-игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями имеет выбор средств коммуникации, так как именно они обеспечивают полноту понимания и реализации поставленной перед дошкольником задачи. Поэтому в зависимости от тяжести нарушений зрения, слуха, движений соотношение вербальных и невербальных средств общения, а также использование наглядно-тактильных, наглядно-зрительных и наглядно-слуховых приемов развития игровой деятельности может и должно изменяться даже в условиях реализации одной обучающей задачи. Учитывая возрастные закономерности и этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, условно можно выделить следующие группы игр, направленные на формирование предметно- игровых действий :
Публикация «Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Предметно-манипулятивные игры;
2. Игры на развитие орудийных действий;
3. Игры с предметами-заместителями;
4. Сюжетно-отобразительные игры;
5. Сюжетно-ролевые игры (игры с элементами ролевого поведения).