Татьяна Дубакова
Дидактические игры по ФЭМП для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №21 «Детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида»
Дидактические игры по образовательной области «Познание (ФЭМП)» для детей с ТНР
Возраст детей : 5-7 лет
воспитатели
Дубакова Татьяна Николаевна
Стельмах Любовь Степановна
Г. Шарыпово - 2018
Пояснительная записка
Публикация «Дидактические игры по ФЭМП для детей с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В данном пособии в игровой форме представлены и систематизированы классические и авторские игры и упражнения, направленные на развитие элементарных математических представлений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве и различных видов восприятия, внимания, процессов мышления.
Система игр и упражнений данного пособия представлена с учё том следующих коррекционно-развивающих принципов:
• системности;
• последовательности;
• доступности заданий;
• постепенного усложнения практических задач;
• повторяемости и предоставления возможности самостоятельного поиска решения задачи каждым ребёнком; а также наиболее важных, как индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения.
Пособие можно широко использовать на разных этапах логопедической работы и позволит решить следующие коррекционно - развивающие и образовательные задачи:
• учить детей ориентироваться в пространстве с опорой на схему, опорные картинки или речевую инструкцию;
• формировать умение обозначать зрительно-пространственные отношения в речевых высказываниях;
• развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, сенсорное внимание, зрительно - поисковую активность, интеллектуальные процессы;
• закреплять знания и представления об окружающем, развивать элементарные математические представления
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Игровая задача.
Стремиться вызвать у детей желание взаимодействовать со сверстниками и взрослым в совместной игре, побуждать детей к сознательному управлению своими действиями (соблюдению правил игры).
1 вариант
Дидактическая задача.
Закрепить знание названий цветов радужного спектра.
Материалы.
Из разноцветного габардина (соответствующего цветам радужного спектра) сшили лепестки и сердцевину будущего цветка, внутрь положили синтепон.
Описание игры.
Игру можно проводить со всей группой детей, а также с подгруппой. Воспитатель знакомит детей со стихотворением, который поможет им запомнить очерёдность цветов радужного спектра (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). При этом он называет слово из стихотворения, показывает соответствующий цвет и выкладывает цветок на доске. Каждый - (красный) Охотник - (оранжевый) Желает - (жёлтый) Знать - (зелёный) Где - (голубой) Сидит - (синий) Фазан - (фиолетовый). Потом дети вслух произносят слова стихотворения, а воспитатель при этом выставляет по порядку соответствующие лепестки. Когда дети запомнят стихотворение, воспитатель предлагает им самим прикрепить к фланелеграфу лепестки цветка в соответствующем порядке.
Правила игры.
• Детям нужно запомнить стихотворение и соответствующий каждому слову цвет лепестка.
• Дети должны запомнить очерёдность цветов радужного спектра.
2 вариант
Дидактическая задача.
Развивать зрительную память, внимание, речь.
Описание игры.
В игру может играть любое количество детей. После того, как дети хорошо запомнили расположение лепестков в цветке им можно предложить следующий вариант игры. По команде водящего дети закрывают глаза, а педагог убирает один лепесток из цветка. Дети должны определить, какого лепестка не хватает, и поставить его на место. Так поочереди убираются все лепестки. Ребёнок, набравший наибольшее количество фишек, становится водящим.
Правила игры.
• Закрывать и открывать глаза можно только по команде водящего. Например: «Раз, два, три – замри». «Раз, два, три – отомри».
• Ребёнок, который первым определил, какого лепестка не хватает, получает фишку.
3 вариант
Дидактическая задача.
Развивать зрительную память, внимание, мышление.
Описание игры.
Детям предлагается отгадать, какие лепестки поменялись местами. Для этого дети закрывают глаза, а педагог меняет два лепестка местами. Дети открывают глаза и определяют, какие лепестки поменяли местами и ставят их на место. Так поочереди меняются все лепестки. Ребёнок, набравший наибольшее количество фишек, становится водящим.
Правила игры.
• Закрывать и открывать глаза можно только по команде водящего. Например: «Раз, два, три – замри». «Раз, два, три – отомри».
• Ребёнок, который первым определил, какие лепестки поменяли местами, получает фишку.
4 вариант
Дидактическая задача.
Закрепить представления детей о последовательности дней недели.
Описание игры.
В игре может принимать участие, как группа детей, так и подгруппа. Воспитатель называет цвет лепестка - ребёнок день недели, или наоборот, водящий называет день недели - ребёнок соответствующий цвет. Можно предложить детям расставить лепестки цветка, начиная с любого дня недели (например, с выходных). Можно назвать любой день недели и показать детям соответствующий ему лепесток, а потом попросить их назвать предыдущий (последующий) день недели и показать соответствующие им лепестки цветка.
Правила игры.
• Детям предлагается запомнить дни недели по цвету (каждому цвету соответствует определённый день недели). Например, понедельник - красный цвет, вторник - оранжевый цвет и т. д.
• Ребёнок, который первым дал правильный ответ, получает фишку
• Ребёнок, набравший наибольшее количество фишек, становится водящим.
Поощрение победителей.
При правильном ответе (или выполнении задания) дети получают фишку. Ребёнок, набравший наибольшее количество фишек считается победителем и становится водящим.
Дидактическая игра «Лото».
Цель. Учить детей сравнивать предметы по двум заданным признакам (цвет, форма).
Материалы.
Большие игровые карты с изображёнными на ней различными геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) разного цвета по количеству игроков, маленькие карточки в количестве 20 штук.
Описание игры.
В игре может участвовать от 2 до 4 детей. Каждому ребёнку раздаётся игровая карта с изображёнными на ней геометрическими фигурами разного цвета. У ведущего маленькие карточки, которые он по одной показывает детям. Ребёнок должен сравнить показанную картинку с геометрической фигурой и её цветом на своей игровой карте. И если она ему подходит, взять её у ведущего и положить на соответствующий ей символ.
Правила игры.
Водящего можно выбрать считалкой или самого смышлёного ребёнка. Игроки должны закрыть все картинки на своей картиночке. Выигрывает тот, кто первым закроет карточки с геометрическими фигурами. Он становится водящим.
Дидактическая игра «Собери гусеницу».
Цель. Закрепление знания названий геометрических фигур, цвета, порядкового счета, обратного счета.
Материалы.
Несколько «гусениц», которые состоят из разного количества разноцветных кругов и разных геометрических фигур (один круг - голова гусеницы, на остальных кругах и геометрических фигурах написаны цифры до 10).
Описание игры.
На столе разложить детали гусениц с цифрами. Ребёнку предлагается выбрать детали одного цвета. Положить детали гусеницы так, чтобы цифры стояли по порядку. Спросить из каких геометрических фигур туловище гусеницы. Какого они цвета. Определить и назвать соседей числа (4, 6,3,8,7,9,2., назвать счёт порядковый и обратный.
Игра «Колумбово яйцо».
Цель. Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки, комбинаторных способностей, мелкой моторики.
Материалы.
«Колумбово яйцо» представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами.
Описание игры.
Вначале следует ознакомить ребёнка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть ребёнок сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определённым очертанием-схемой, согласно которой ребёнок будет собирать фигурки, смотря на шаблон.
Правила игры.
Конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.
Игра «Конструируем из палочек».
Цель. Закрепление знаний геометрических фигур, развитие конструктивных навыков, логического мышления детей.
Материалы.
Карточки с контурным изображением предметов, счётные палочки.
Описание игры.
Предложите детям счётные палочки. Выложите из палочек по предложению ребёнка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребёнку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовёт. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
Игра «Математическое домино».
Цель. Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Материалы.
Карточки с математическими знаками с одной стороны и точками с другой стороны (по принципу домино). Карточки с цифрами до 10 с одной стороны и картинками с другой стороны (по принципу домино).
Описание игры.
1 вариант.
Выкладывание цепи карточек, в которой соединяют вместе цифру с одинаковым количеством предметов на картинке на их стыке.
2 вариант.
Выкладывание цепи карточек, в которой соединяют вместе математические знаки: «равно», «неравно», «больше», «меньше» с соответствующим количеством точек на их стыке.
Правила игры.
В игре может участвовать от 2 до 4 игроков. Игроки выбирают себе по 7 карточек, первым ходит игрок, у которого карточка один-один. Игроки поочереди выставляют соответствующие карточки, если нет подходящей карточки, игрок пропускает ход. Выигрывает тот игрок, у которого не осталось карточек.