Светлана Толмачева
Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
по развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма)
у детей дошкольного возраста через дидактические игры
в младшей группе
Толмачева Светлана Николаевна,
воспитатель,
МДОУ № 34 «Колокольчик»
Моздокского РУО
г. Моздок
2011 г
Задачи:
Публикация «Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры в младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
1. Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмеряя один предмет с другим
по заданному признаку;
2. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом квадратом, треугольником;
3. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание;
4. Закреплять название основных цветов, обращая внимание на подбор цвета соответствующего
изображаемому предмету.
-+
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
сентябрь «Мастерская форм»
цель: развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным признакам.
«Что изменилось?»
цель: учить детей находить изменения в предметах по одному признаку (величина, цвет, форма) Воспитатель предлагает детям раскладывать однородные предметы (геометрические фигуры, игрушки, плоскостные изображения) на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький Родительское собрание
Предложить вниманию родителей задачи
по развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма) у детей в младшей группе
октябрь «День рождения куклы»
цель: умение различать цвета и формы.
«Запомни картинки»
Цель: учить различать геометрические фигуры по характерным признакам, развивать внимание и память.
«Достань названный предмет»
Цель: уточнить и углубить знания детей о геометрических фигурах.
Воспитатель показывает, а затем складывает в мешочек названные предметы (по 2 предмета каждого вида,а дети на ощупь находят и достают 2 одинаковых предмета.
«Найди различия»
Цель: развивать внимание, умение находить отличия и называть их Папка-передвижка «Для вас, родители»
Предложить родителям подбор дидактических игр и упражнений по развитию математических представлений : величины, цвета, формы у детей 3-4 лет
ноябрь «Цепочка»
Цель: учить детей подбирать предметы, схожие по одному признаку;
«Чем похожи, чем различаются»
Цель: развивать умение находить схожие и различные свойства предметов; «Найди такой же»
Цель: учить находить схожий элемент мозаики, подводить детей к классификации по цвету и по размеру.
Воспитатель предлагает размещать вкладки разной величины, формы в соответствующие гнезда. Предложить родителям в домашней обстановке побуждать детей сравнивать предметы мебели, посуды по величине, цвету. форме
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
декабрь «Учимся сравнивать»
Цель: умение сравнивать предметы по длине и ширине, путем наложения и приложения;
«Раскрась предметы разных геометрических форм»
Цель: учить детей раскрашивать геометрические фигуры по инструкции воспитателя, развивать представления о геометрических фигурах. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
Цель: фиксировать внимание детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. По дороге в детский сад или во время прогулок определять, сравнивая величину, цвет окружающих предметов
январь «Что дальше?»
Цель: учить детей составлять цепочку из предметов, одинаковых по величине.
«Величина, длина, ширина, высота, цвет» Цель: учить сравнивать два свойства одновременно форма- размер, размер- цвет, форма- цвет. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель. Фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Предложить родителям поиграть с детьми в дидактическую игру
«Угадай по описанию»
Цель: закреплять у детей умение понимать словесную инструкцию, применяя ее к предметам окружающей обстановки.
февраль «Определи различия на глаз»
Цель: развитие памяти, учить обобщать все геометрические фигуры.
«Учимся находить видимые различия»
Цель: ориентировка на плане в группе, и на участке по план. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые. Во время воскресных прогулок или совместных с детьми игр побуждать детей находить в окружающей обстановке предметы определенной геометрической формы. Например: блюдце – круглое, подставка для книг треугольная и. т. д.
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
март «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить детей подбирать цвет соответствующий предмету;
«Цветные дома»
Цель: учить выделять одновременно два свойства фигур: форму и цвет. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по величине.)
Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.) В родительском уголке поместить информацию о тематике дидактических игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений.
апрель «Определи различия»
Цель: развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры.
Рисование «Огоньки ночью», «Листочки деревьев».
Цель: учить изображать с помощью цвета свойства предметов.
Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки».
Цель: учить обозначать с помощью цвета свойства предметов.
Рисование «Апельсин».
Цель: учить изображать с помощью цвета свойства предметов.
В выходные дни в самостоятельной ИЗО деятельности побуждать детей использовать для изображения предметов соответствующие цвета и формы: красные, синие, круглые, воздушные шары; крыша дома – треугольная и. т. д.
май «Цветное лото»
Цель: выделение размера и цвета.
Аппликация «Елочки и грибочки»
Цель: учить обозначать с помощью цвета и формы признаки предметов
Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу».
Цель: учить обозначать с помощью цвета и формы признаки предметов
Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.) Родительское собрание
Отметить результаты работы по разделу формирование элементарных математических представлений, обозначить перспективы работы в средней группе
Перспективный план работы
по развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма)
у детей дошкольного возраста через дидактические игры
в средней группе
Толмачева Светлана Николаевна
воспитатель,
МДОУ № 34 «Колокольчик»
Моздокского РУО
г. Моздок
2011 г
Задачи:
1. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, отражая результаты сравнения в речи;
2. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины;
3. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной величины, располагая их в определенном порядке;
4. Развивать представления детей о геометрических фигурах, учить выделять признаки с помощью зрительного анализатора;
5. Формировать представления, что фигуры могут быть разных размеров;
6. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
сентябрь «Что изменилось?»
Цель: учить детей находить отличия предметов по одному-двум признакам.
«
Игра «Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Родительское собрание
Предложить вниманию родителей задачипо развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма) у детей в средней группе
октябрь «Что досталось тебе?»
Цель: учить детей отвечать на вопрос, отмечая цвет и форму предмета.
«Подбери пару»
Цель: учить находить предметы схожие по одному признаку
Игра «Строим дом».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке. Папка-передвижка «Для вас, родители»
Предложить родителям подбор дидактических игр и упражнений по развитию математических представлений : величины, цвета, формы у детей 4-5 лет
ноябрь «Определи различия на глаз»
Цель: развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов. Предложить родителям в домашней обстановке побуждать детей сравнивать овощи, фрукты по одному признаку (величине, цвету, форме, и по двум (величина-цвет, форма-цвет)
например: большой помидор, маленький помидор, большой- красный помидор, маленький-зеленый помидор
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
декабрь «Учимся находить видимые различия»
Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький)
Рисование «Девочка в длинном платье»
Цель закреплять в речи название частей тела, сравнивая их с геометрическими фигурами: голова круглая, платье – треугольное Игра «Большие и маленькие мячики».
Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игра «Подбери мячики для кукол»
Цель: Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
По дороге в детский сад или во время прогулок определять, сравнивая окружающие предметы одновременно по двум признакам (величин – цвет, форма –цвет)
январь «На что похоже?»
Цель: развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру.
«Куда залетела пчела?»
Цель: умение сравнивать величину предметов «Подбери петушку перышки»
Цель:учить называть и подбирать цвета и оттенки.
«Подбери попугаю колечко»
Цель: учить подбирать для
попугая колечки определенной геометрической формы Предложить родителям поиграть с детьми в дидактическую игру
«Отгадай какой предмет я задумал»
Цель: закреплять у детей умение понимать сложную словесную инструкцию, применяя ее к предметам окружающей обстановки.
февраль Лото «Цвет и форма»
Цель: развитие представлений о цвете и форме, обогащение мышления
Коллективная аппликация «Лес зимой»
Цель: учить называть части деревьев, соотнося их с геометрической формой: зеленые треугольники – елочка без снега, белые – елочка в снегу «Собери цветок, собери чашку»,
Цель: учить детей собирать цветок подбирая лепестки одного цвета;
«Подбери пару»
Цель: учить детей подбирать пары предметам, ориентируясь на цвет и форму
Во время воскресных прогулок или совместных с детьми игр побуждать детей находить в окружающей обстановке предметы определенной геометрической формы и цвета Например: блюдце – белое -круглое, подставка для книг черная- треугольная и. т. д.
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
март «Волшебная мозаика»
Цель: учить детей обобщать геометрические фигуры по цвету.
Аппликация «Подарок маме»
Цель: учить детей составлять простой узор на квадрате из геометрических форм «Живое домино»
Цель. Развивать способность ориентироваться одновременно на цвет и величину предмета.
Материал. Набор широких и узких красных, зеленых, синих, желтых и белых лент длиной 10 см. Кирпичики этих же цветов. В родительском уголке поместить информацию о тематике дидактических игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений.
апрель «Логическое лото»
Цель: учить детей подбирать фигуры исходя из формы, цвета.
Лепка «Птичка клюет зернышки»
Цель: при изображении предмета отмечать размер и форму деталей: голова – маленькая круглая, туловище – большое круглое, хвостик – маленький треугольный. «Дороги»
Цель: Развивать умение определять свойства предметов : цвет, форму и величину; научить сравнивать и группировать предметы на основе свойств; понимать значение слов, обозначающих свойства предметов.
В выходные дни в самостоятельной ИЗО деятельности побуждать детей использовать для изображения предметов соответствующие цвета и формы: красные, синие, круглые, воздушные шары; крыша дома – красная –треугольная, синяя треугольная, синяя округлая и. т. д.
май «Гномы с мешочками»
Цель: развивать умение находить мешочек, соответствующий по форме и цвету одежде гнома
Учимся сравнивать»
Цель: учить сравнивать предметы окружающей обстановки по длине, ширине, высоте. «Подбери лист»
Цель: учить сопоставлять предметы по двум качественным признакам: величина-цвет, цвет-форма
«В гости приехали куклы»
Цель: учить детей подбирать платочки куклам с соответствующим рисунком
Родительское собрание
Отметить результаты работы по разделу формирование элементарных математических представлений, обозначить перспективы работы в старшей группе
Перспективный план работы
по развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма)
у детей дошкольного возраста через дидактические игры
в старшей группе
Толмачева Светлана Николаевна,
воспитатель,
МДОУ № 34 «Колокольчик»
Моздокского РУО
г. Моздок
2011 г
Задачи:
1. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной величины, располагая
в убывающем, возрастающем порядке;
2. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью третьего, развивать глазомер, умение
находить в окружающей обстановке предметы отличающиеся по величине от образца или равные ему;
3. Познакомить детей с овалом, четырехугольником;
4. Закреплять знания об известных цветах;
5. Продолжать знакомить детей с оттенками: фиолетовым, голубым, розовым, темно-зеленым, развивать
чувство цвета
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
сентябрь «Внимание»
цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы ориентируясь на описание трех признаков величина-цвет-форма
«Математический диктант»
цель: ориентируясь на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по словесному образцу или схеме. Игра «Найди по описанию»
Цель: учить обобщать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру, цвету и. т. д. Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет,размер). Родительское собрание
Предложить вниманию родителей задачипо развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма) у детей в старшей группе
октябрь «Что изменилось?»
цель: учить детей изменять геометрический узор, меняя цвет, величину геометрических фигур и находя изменения и описывать их
«Схемы»
цель: учить детей выкладывать узор по схеме (прозрачные изображения геометрических фигур)варьируя цветами. Игра «Составь узор»
Цель: учить детей создавать изображения моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу.
Составление узоров из геометрической мозаики. Поощрять узоры, из сложных фигур смоделированных с более простых геометрических фигур Папка-передвижка «Для вас, родители»
Предложить родителям подбор дидактических игр и упражнений по развитию математических представлений : величины, цвета, формы у детей 5-6 лет
ноябрь «Сложи узор»
цель: учить детей складывать узор из заданного количества геометрических фигур например:пять больших красных кругов, 4 маленьких, 3 – зеленых.
«Бусы»
цель: учить детей соблюдать чередование фигур по образцу Игра «Помоги Буратино»
Цель: учить раскладывать 5-10 монеток в соответствии с величиной
Коллективная аппликация: «Хвойный лес» цель: учить детей располагать изображения в соответствии с перспективой : ближние предметы крупнее дальнего плана. Предложить родителям в домашней обстановке побуждать детей сравнивать овощи, фрукты по одному признаку (величине, цвету, форме, и по двум (величина-цвет, форма-цвет) например: большой помидор, маленький помидор, большой- красный - круглый помидор, маленький-зеленый-овальный помидор
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
декабрь «Копирование и зарисовка геометрических фигур»
цель: учить детей по словесному описанию составлять зарисовку геометрических фигур
Рисование «Цвета радуги»
цель: учить подбирать оттеночные цвета путем смешивания основных цветов и располагать их по принципу радуги Игра «Составь узор»
Цель: учить детей повторять узор предложенный воспитателем, ориентируясь на цвет, форму, величину
Игровой материал : карточка с узором, составленным из геометрических форм. По дороге в детский сад или во время прогулок определять, сравнивая окружающие предметы одновременно по трем признакам (величин – цвет - форма) например: этот дом большой серый, прямоугольный, а этот маленький коричневый, квадратный и. т. д.
январь «На что похоже?»
цель: развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру, величине
Лепка «Три медведя»
цель: учить детей готовить детали для лепки исходя из характеристик предмета Игра «Ленточки»
Цель: закреплять умение выполнять указание воспитателя
Самую длинную "ленточку" закрась, синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и. т. д. Уравнять все "ленточки" по длине
Предложить родителям поиграть с детьми в дидактическую игру
«Отгадай какой предмет я задумал»
Цель: закреплять у детей умение понимать сложную словесную инструкцию, применяя ее к предметам окружающей обстановки.
февраль «Что изменилось»
цель: учить детей находить изменения и составлять словесные отчеты
«Определи различия на глаз» цель - развитие памяти, умение обобщать признаки геометрические фигуры. Игра «Какой формы?»
Цель: учить детей выполнять действие в соответствии с указанием воспитателя
Игра «Определи форму»
Цель: учить детей называть форму предметов, соотнося ее с знакомыми геометрическими формами Во время воскресных прогулок или совместных с детьми игр побуждать детей находить в окружающей обстановке предметы определенной геометрической формы и цвета Например: блюдце – белое –круглое - маленькое, подставка для книг черная- треугольная - большая и. т. д.
Работа на занятии Работа вне занятия Работа с родителями
март «Исправь ошибку»
цель: учить детей сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.
«Измерение веса предметов»
цель: подводить к пониманию категории веса, что вес не зависит от объема «Зеркало»
Цель: учить детей составлять зеркальный узор набор иллюстраций с противоположным изображениемпредметов.
«Мозаика»
Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и. т. д. Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет,размер). В родительском уголке поместить информацию о тематике дидактических игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений.
апрель «Волшебные трубочки»
цель: учить детей при манипулировании с жидкостями, соизмерять объем.
«Шеренга»
цель: учить детей располагать предметы в порядке убывания или возрастания. Игра «Разложи карандаши.»
Цель: учить детей раскладывать карандаши по размеру, цвету, величине
Игровое задание: на ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания илиубывания. Игра «Разложи коврики»
Цель: учить детей раскладывать "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине. В выходные дни в самостоятельной ИЗО деятельности побуждать детей использовать для изображения предметов соответствующие цвета, оттенки и формы: красные, синие, круглые, воздушные шары; крыша дома – красная – треугольная, синяя треугольная, синяя округлая и. т. д.
май «Чудесный мешочек»
цель: развивать у детей ощущения и восприятия, активизируя в речи слова обозначающие
«Что досталось тебе?» цель: манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами. Игра «Мозаика»
Цель: учить детей с помощью геометрических форм выкладывать сложные картинки.
Почини коврик.
Цель: учить детей «чинить» порванные коврики Родительское собрание
Отметить результаты работы по разделу формирование элементарных математических представлений, обозначить перспективы работы в подготовительной группе