Лаптева Светлана
Дидактические игры по краеведению «Люби и знай свой край родной Чукотский»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» города Анадыря.
Дидактические игры по краеведению
«Люби и знай свой край родной Чукотский»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки» Лаптева С. И.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
Публикация «Дидактические игры по краеведению „Люби и знай свой край родной Чукотский“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Краеведческие игры
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Чукотский автономный округ, Чукотка
- Темочки
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, с любви к природе родного края.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно использовать в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ)
Цель: учить называть предметы верхней одежды, учить надевать её правильно и последовательно. Воспитывать чувство любви к родному краю. Развивать разговорную речь детей.
Материал: кукла, одежда для куклы: кухлянка, камлейка, шапка, меховые штаны, меховые варежки, торбоса.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением взрослых, коренной национальности, рассматривание верхней одежды.
Описание игры : воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Посмотрите ребята, какая красивая кукла. Она хочет погулять, сходить в гости в соседнюю ярангу. Давайте поможем ей одеться, на улице холодно, нужно потеплее одеть Катю». Воспитатель (показывает) надевает на куклу меховые штаны, торбоса, кухлянку, камлейку, шапку и варежки, при этом поясняя, что именно надевает. Просит детей уточнить.
Например: «Саша, что я сейчас надела на Катю?».
Саша: «Вы надели на куклу кухлянку».
Воспитатель: «Пришла Катя в соседнюю ярангу к Тане в гости, Таня приглашает Катю пить чай, но в пологе жарко в верхней одежде. Кто поможет Кате раздеться?»
Воспитатель вызывает 2-3 детей, которые снимают по 1-2 вещи. При этом дети обязательно должны называть, что они снимают. Например: «Снимем торбаса». Или: «Я помогу Кате снять кухлянку и камлейку».
В конце игры подводится итог, анализ.
Указания к проведению игры : Эта игра проводится как самостоятельное занятие.
«НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, узнавать его животный мир, уметь называть характерные признаки животного, развивать речь детей.
Материал: иллюстрации животных: белый медведь, бурый медведь, нерпа, олень, волк, лиса, заяц, морж.
Описание: у воспитателя иллюстрации животных Севера. Показывая каждую иллюстрацию, воспитатель рассказывает о том, кто на ней нарисован. Даёт краткое описание. Например: «- Это белый медведь. Он живёт только на Севере. Он очень большой и красивый. У медведя шерсть белого цвета. Умка хорошо плавает, питается нерпой и рыбой.
После пояснения каждой иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать об одном из указанных воспитателем животных.
Предварительная работа: познакомить детей со сказкой Ю. Яковлева «Умка», провести подвижные игры : «Полярная сова и евражки»; «Поймай оленя».
Указания к проведению игры : игра проводится как часть занятия по развитию речи и как самостоятельный вид деятельности.
«ЧУКОТСКАЯ ОДЕЖДА»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, знать и уметь называть одежду людей коренной национальности.
Материал: картинки с чукотской одеждой, комлейка, кухлянка, торбаса, штаны и шапка из оленьего меха.
Предварительная работа: прежде, чем провести эту игру, следует детей познакомить с произведениями чукотских поэтов и писателей. Юрий Рытхэу «Повелитель ветров»; Антонина Кымытваль «Непоседа», в которых рассказывается о жизни и быте чукчей, иллюстрации одежды и обуви.
Описание: у воспитателя иллюстрации свыше перечисленной одеждой. В начале игры воспитатель даёт пояснения к каждому рисунку (если игра проводится впервые или долго не проводилась, затем предлагает одному из детей выбрать любую картинку с одеждой или обувью и рассказать о ней.
Например: - Кухлянка сшита из оленьего меха, очень тёплая, её носят зимой. Камлейка- сшита из материала, надевается на кухлянку, чтобы в неё не набивался снег. Дети, не принимающие непосредственного участия в описании, внимательно следят за рассказом товарища и помогают ему, если он затрудняется.
Указания к проведению игры : игра проводится сначала как самостоятельное занятие, затем как часть занятия по родному языку.
«РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ)
Цель: прививать чувство любви к родному краю, знакомить детей с растительным миром Чукотки, учить группировать:
цветы - одуванчик, колокольчик, полярный мак;
ягоды – шикша, голубика, брусника;
растения – карликовая берёза, ивняк, ягель.
Предварительная работа: во время летних прогулок в распадок, рассмотреть с детьми растения, рассматривание в детском саду гербария.
Материал: гербарий.
Описание: в начале занятия, воспитатель даёт описание каждому растению, затем раздаёт детям по одному листу гербария. Предлагает внимательно рассмотреть их, затем, каждый из детей должен рассказать о своём растении.
Например: - У меня карликовая берёзка, она очень маленькая и листочки у неё маленькие, круглые, зелёного цвета. Мы сорвали берёзку на сопке. Или: - У меня цветок одуванчик. Я знаю про него стихотворение:
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.
После того, как каждое из растений будет названо, воспитатель предлагает поднять руки тем, у кого цветы, ягоды, другие растения. В конце подвести итог.
Указания к проведению: игра проводится как самостоятельное занятие.
«КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА РЫБКА?»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)
Цель: учить детей правильно называть рыб, которые водятся в реках и озёрах нашего края, прививать чувство любви к родному краю, развивать речь. Воспитывать усидчивость. Уметь сравнивать рыб по величине, обозначая сравнения словами – больше, меньше, одинаково по величине.
Материал: рыбы, вырезанные из картона – хариус, чир, голец, налим, сельдятка.
Предварительная работа: рассматривание рыб на картинках, а также, свежемороженых – сельдятка, чир, голец.
Описание: воспитатель: - Дети, представьте, что перед вами большая и красивая река, назовём её Амгуэма. В ней водится много рыбы. Посмотрите на этих рыбок. Какие они все красивые: разного цвета, разной величины.
Например: хариус маленький, серый, а налим большой, с усами. Кто найдёт среди этих рыбок ещё одного хариуса?
-Найдите рыбку такую как у меня. Как она называется? (голец). Если рыбу голец сравнивать по величине с налимом, что можно о них сказать? (голец по величине меньше, чем налим. Или, налим больше, чем голец.)
Указания к проведению игры : сначала игра проводится как составная часть занятия по родному языку и только после того, как дети хорошо усвоят название рыб, можно игру использовать и на занятиях по математике для уточнения величины предметов.