Наталья Шатовкина
Дидактические игры по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Откуда пришёл хлеб?»
(развитие диалогической речи; образование падежных форм существительных)
- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
- А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
-Из чего пекут хлеб? – Из зерна.
- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле.
- Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
- А что они делают? – Хлеб убирают.
Публикация «Дидактические игры по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме „Хлеб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Назови ласково»
(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)
Колос – колосок, зерно – зернышко, хлеб – хлебушек, блин – блинчик, булка – булочка, баранка – бараночка, печенье – печеньице, сушка – сушечка, пирог – пирожок. И т. д.
Игра «Чего нет?»
(образование родительного падежа существительных единственного числа)
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс – нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Комбайн – нет комбайна.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
Игра «Доскажите вторую часть пословицы»
(развитие связной речи)
Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)
Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
Хлеб – всему … (голова).
Игра «Доскажи словечко»
(подбор рифмы; активизация словарного запаса по теме)
Зерно, скорее созревай,
Испечём мы (каравай).
Для больших и малышей
Будет много (калачей).
Для маленькой публики
Свяжем в вязку (бублики).
Всем без исключения –
Вкусное (печенье).
Наберём зерна мы вволю
На пшеничном зрелом… (поле).
Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу»
(образование падежных форм существительных)
Я знаю пословицу о …. (хлебе).
Мама купила пшеничный …. (хлеб).
Дети едят суп с … (хлебом).
Ваня пошел в магазин за … (хлебом).
Я не люблю, есть суп без …. (хлеба).
У меня дома нет … (хлеба).
Игра «Один – много»
(образование множественного числа существительных в именительном падеже)
батон – батоны
колос — …
зерно — …
булка – …
комбайн — …
крошка — … И. т. д.
Игра «Какой хлеб?»
(подбор прилагательных к существительному)
Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.
Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
Игра «Посчитай»
(согласование существительных с числительными)
Один колос, два, три, четыре…., пять…
Одно зернышко, два, три, четыре, пять …
Одна булочка, две, три, четыре, пять …
Одна мельница, две, три, четыре, пять… и т. п.
Игра «Отгадай, что это?»
(согласование прилагательного и существительного в роде, числе;
развитие языкового чутья)
- Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб? (Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).
Игра «Составь предложение»
(формирование умения составлять предложение по двум опорным словам)
Повар – блины
Пирожки – духовка
Магазин – хлеб
Маша - булочки
Игра «Что делают с хлебом?»
(подбор глаголов к существительному)
С хлебом что делают? (Сеют, выращивают, убирают, едят, покупают, продают, пекут).