Елена Хабибулина
Дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей.
«Какого цвета предмет»
Цель: развитие представления об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет).
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора положить красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д. Варианты: - выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др., дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
Публикация «Дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
«Неразлучные цвета»
Цель: закрепление представления об основных цветах спектра, словесное описание по названию предметов.
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые и т. д.).
«Букет»
Цель: закрепление представлений об основных цветах спектра, формировать понятие одинаковые по цвету.
Дети сидят на стульчиках, у каждого из них в руках одинаковые по цвету цветы (одних детей ромашки, у других – гвоздики).
Воспитатель встает перед детьми, на 5-6 шагов отходит назад и говорит: «Я хочу собрать букет белых цветов» (показывает детям ромашку). Дети подходят к воспитателю и высоко поднимают руки – слаживают букет из ромашек. Затем дети возвращаются на свои места. Дальше воспитатель показывает красную гвоздику и говорит, что хочет собрать букет из красных цветов. К ней подходят дети с гвоздикой и так же слаживают букет. Воспитатель называет детей, которые справились с заданием, не ошиблись. Игра повторяется.
Дидактические игры для знакомства с фигурами.
«Из каких фигур состоит машина?»
Цель: овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Какая фигура лишняя?»
Цель: закрепить знание геометрических фигур. Учить быстро находить нужную фигуру, охарактеризовать ее.
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например : три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты: - группировать по форме реальные предметы по 2 - 3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Цель: закрепить представление детей о геометрических фигурах, учить составлять предметы по образцам.
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
- составить конструкцию по памяти, по описанию
- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
Дидактические игры для знакомства с понятиями большой – маленький, много – мало.
«Построим башню»
Цель: ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предметов по отношению к другим: большой, средний, маленький.
Ребенок вместе с воспитателем рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь, поменьше (лиса, самый маленький (мышка).
Далее ребенок вместе со взрослым строит башню из квадратов: самый большой квадрат, потом поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и
взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу, где – лисе (чуть по выше, а где мышке (на самом верху).
После этого ребенок самостоятельно сроит башню для зверей, используя способ наложения.
«Собери снеговика»
Цель: развивать умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.
Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т. д.
«Много – мало»
Цель: формировать представление у детей понятия «много», «мало».
Детям раздают демонстрационный материал с изображением животных. Ребятам предлагается разделить картинки, на которых изображено много животных, - в одну сторону, на которых только одно животное – в другую.
Дидактические игры на развитие внимания, памяти.
«Сравни предметы»
Цель: учить выделять основные признаки предмета, описывать. Развивать зрительное внимание.
Перед ребенком ставятся две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть лапки,
глазки, ушки; а отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький.
Для детей старше трех лет можно усложнить задачу: поставить рядом две игрушки, более похожие друг на друга, например, две машинки или два
мячика. Цель подобных занятий - развить у детей внимание и выработать способность ребенка фиксировать его на одном предмете.
«Матрешки»
Цель: развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре
предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.
Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.
«Запомни - положи»
Цель: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После это-го картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
«Чем отличаются?»
Цель: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).
Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
«Что изменилось»
Цель: развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность.
Для организации этой игры понадобиться несколько игрушек или картинок. Игрушки выставляются на стол (картинки вывешиваются на доске
или фланелеграфе) и ребенку предлагается внимательно посмотреть и запомнить, какие игрушки есть на столе. Затем наступает ночь, малыш
закрывает глаза и в это время взрослый убирает одну игрушку. У малыша спрашивается, кто ушел или кого забрали? И так несколько раз. Игру можно усложнить таким образом: добавить несколько игрушек или переставлять их местами и спрашивать, кто стоит не на своем месте.
Дидактические игры для расширения представления о форме, размере.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Воспитатель прячет в мешочек предметы круглой, квадратной формы и предлагает ребенку опустить туда руку, взять предмет, определить его форму, назвать и достать.
«Найти предмет указанной формы»
Цель: закрепить с детьми знание геометрических фигур. Учить выделять предметы из окружения, развивать внимание.
Ребенку предлагаю назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Коврик»
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами. Учить составлять целое из частей, развивать наблюдательность.
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Большой, средний, маленький»
Цель: дать представление о размерах большой, средний, маленький. Учить сравнивать предметы путем наложения.
Ребенку предлагают три мешочка: большой, средний, маленький. Нужно разложить яблоки по мешочкам: в большой мешочек - большие, в средний - маленькие, в маленький - маленькие яблоки.
Дидактические игры на развитие речи.
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описывать.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3- 4.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Дидактические игры на звуковую культуру речи.
«Кто как кричит»
Цель: активизация словаря. Развитие памяти, внимания.
Ребенку показывают картинки, с изображением животных. Ребенок вспоминает и имитирует, кто как кричит.
Дидактические игры на знакомства с окружающим.
«Найди и покажи»
Цель: учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь.
Оборудование. Предметные картинки.
Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. Ребё нок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
«В гостях у куклы Кати»
Цель: закрепить в активном словаре детей название предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, кресло. Детали мебели: спинка, ножки, сидение, дверца. Внести в словарь детей предложенные конструкции: за, на, под, около.
Воспитатель предлагает детям пойти в гости к кукле Кате. У куклы есть разная мебель. Воспитатель вместе с ребенком рассматривает мебель, уточняет название мебели, детали, назначение.
Ребенку предлагают выполнить действие с малым мячом по указанию воспитателя: положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула.
«Накроем стол к чаю»
Цель: ввести в словарь детей название предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.
Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручение взрослого:
поставить на середину стола хлебницу, рядом поставить чашки с блюдцами и положить чайные ложки.
«Транспорт»
Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, ее части, поезд, самолет, пароход). Активизировать словарь детей за счет слов (руль, колесо, кузов, сидение, крылья, вагоны).
Оборудование: Коробка, красиво оформлена, машины грузовая и легковая, самолет, поезд. Пароход, картинки с изображением транспортных средств.
Воспитатель по одной достает игрушки из коробки. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет название частей.
Дети отгадывают загадки о транспорте.
Дидактические игры на знакомство с окружающим миром.
«Кто где живет»
Цель: формировать представление об образе жизни диких животных зимой. Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей название диких животных, название жилища: медведь – берлога, лиса – нора, белка – дупло, заяц – куст.
Оборудование: Картинки с изображением леса, диких животных.
Дети находят животных по просьбе воспитателя, называют их. Воспитатель рассказывает, что все животные зимуют по разному, и распределяет животных по их жилищам, называя их, просит детей повторить.
«Покажи правильно»
Цель: ввести в активный словарь детей существительные – название домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животных, их образе жизни (живет в конуре, на конюшне, в сарае).
Оборудование: игрушки кошка, собака, лошадь, корова.
Воспитатель показывает детям игрушку собаки и беседует о ней с детьми. Активизирует речь детей вопросами : Кто это? Какие части тела есть у собаки? Чем она питается? Как лает собака? Где живет? И так воспитатель спрашивает о каждом животном.
«Кто живет во дворе?»
Цель: ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок. Побуждать
отвечать на вопросы двусловным предложением, используя местоимение Я и глаголы.
Оборудование: предметные картинки.
Дети рассматривают картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Воспитатель задает вопросы: Кто изображен на картинке? Что делает та или иная птица? Кто убежал от курицы?
Потом дети находят каждой птице птенцов.
«Найди свой дом»
Цель: ввести в активный словарь детей название животных. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животного, кто где живет.
Детям раздаются карточки с изображением животных, нужно подобрать нужную карточку с изображением жилища.
«Угадай на вкус»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры : воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаё т вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый или сладкий?».
«Назови правильно»
Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое
описание.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры : воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?
Дидактическое упражнение «Повторение сказки «Волк и козлята».
Цель: учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?
Куда уходила коза?
Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
Кто подслушал, как поет коза?
Каким голосом пела песенку коза?
Каким голосом пел песенку волк в первый раз?
Кто помог волку изменить голос?
Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
Почему козлята впустили волка?
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
Как коза отомстила волку?
Как козлята спаслись от гибели?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки, которые соответствуют ответам детей.
Дидактическое упражнение «Повторение сказки «Маша и медведь».
Цель: Учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию сказки.
Как зовут девочку, которая жила у медведя?
Как Маша попала в дом к медведю?
Зачем девочка пошла в лес?
Что делала Маша в доме медведя?
Почему Маша не могла сбежать от медведя?
Что попросила Маша отнести бабушке и дедушке?
Как Маша обманула медведя?
Что говорила Маша, когда медведь садился на пенек?
Кого испугался медведь в деревне?
Как бабушка с дедушкой встретили Машу?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки, которые соответствуют ответам детей.