Наталья Толстопятова
Дидактические игры, направленные на формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию разработанные мной дидактические игры, направленные на формирование представлений о Малой Родине у детей старшего дошкольного возраста. Игры разработаны на местном материале.
Публикация «Дидактические игры, направленные на формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2019
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине.
Аукцион «Растения Омского Прииртышья»
Дидактическая задача : закрепить знания детей о растениях, произрастающих в Омской области.
Игровая задача: формировать умение выделять дополнительные ресурсы объекта.
Правила игры : На аукцион выставляются растения, произрастающие в Омской области, представленные в форме гербария, собранного детьми.
Игровые действия: Дети по очереди называют все ресурсы их использования, применения. Для усложнения игры можно увеличить количество этапов с заданиями.
Результат игры : Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ его применения.
Толстопятова Наталья Юрьевна
Дидактическая игра
«Узнай время года по стихам местных поэтов»
Дидактическая задача : знакомить детей с творчеством местных поэтов, формировать умение анализировать стихотворный текст.
Игровая задача: закреплять умение выделять характерные особенности, присущие определенному времени года.
Правила игры : В игре могут участвовать от двух до четырех детей.
Игровые действия: Педагог зачитывает отрывок из поэтического текста местных авторов: З. А. Лыгиной, А. И. Мильке, П. А. Гомозова.
Дети по очереди отвечают, о каком времени идет речь в стихотворении, объясняют, по каким выражениям, они догадались.
Результат игры : Побеждает тот, кто правильно назвал время года.
Материал: «Изучая прошлое, созидаем будущее» Учебное пособие по истории Нововаршавского района. ИРООО Омск – 2000.
Примерные тексты стихотворений:
Мильке А. И.
Осень
Капризный ветер, зацепившись,
С верхушки лист последний рвет.
Прохладой утренней умывшись,
Неторопливо день встает.
Лесной тропинкой средь березок
С надеждой, может, бродишь ты,
Что вдруг успеешь до морозов
Набрать последние грибы.
Нахмурив брови, небо смотрит.
Вот-вот уронится слеза,
И дачник побыстрее хочет
Заполнить в зиму закрома.
Мильке А. И.
Весенний лес
Любимый лес завороженный…
Березок белых стройный ряд
И на ветвях непринужденно
Грачи заботливо галдят.
Здесь, на опушке средь осинок,
Прогретой солнечным теплом,
Свой первый цвет из-под травинок
Подснежник высыпал кругом
В оврагах снег еще томится,
Растает вскорости и он.
Березе клен кудрявый снится,
А клену – что в нее влюблен.
П. А. Гомозов
Скажи январь…
И вновь пришел январь…
И дед Мороз отправился в турне.
Скажи, январь, что с нами станет?
Чем он запомнится всем нам, тебе и мне?
…И вновь пришел январь.
И Новый год снежинками искрится,
И хоровод на площади у елочки кружит.
Пусть доброе не только ночью снится,
А вечно с нами будет жить и жить.
З. А. Лыгина
О, июнь! Ты, как я, сумасшедший!
Это солнце, улыбки, цветы.
О, июнь! Ты, смеешься? Ну что же?
Смейся, смейся, я тоже смеюсь,
Даже если сейчас ты заплачешь,
Я грозы твоей не побоюсь.
О, июнь! Слышишь песню гитары?
Слышишь песню реки и цветов?
Слышишь розы благоуханье,
Шепот нежных ее лепестков?
Толстопятова Наталья Юрьевна
Дидактическая игра
«Герб Нововаршавского района - дорисуй, пропавшие элементы»
Дидактическая задача : формировать у детей представления о родном селе – его гербе, природных и исторических особенностях.
Игровая задача: закрепить у детей умение выделять недостающие элементы объекта (герба Нововаршавского района, самостоятельно дополнять изображение недостающими элементами, раскрашивать по образцу.
Правила игры : В игре может принимать участие любое количество детей. Выигравшими считаются дети, справившиеся с поставленной задачей.
Оборудование и материал: Герб района представлен детям в презентации. Для каждого ребенка необходимо приготовить: карандаши простые, краски гуашь, кисти, емкости с водой, салфетки.
Возраст детей : 5-7 лет
Игровые действия: Помощь художникам, передавшим детям рисунки. Нахождение в них несоответствия образцу.
Перед вами герб Нововаршавского района. Рассмотрите его внимательно.
(Далее воспитатель по порядку показывает изображения герба, просит их назвать, поясняет что изображено и объясняет значение того или иного изображения).
Правая волнистая линия символизирует реку Иртыш, протекающую рядом с территорией района. Летящий ястреб указывает на то, что наш район находится в степной зоне, и именно здесь проживает эта птица. Четыре кургана символизируют археологические памятники – курганы, расположенные на территории района. Желтый цвет символ знатности, стабильности и урожая. Голубой цвет – символ славы, добродетели, истины и красоты. Зеленый цвет – символ возрождения, природы, надежды и жизненного роста.
- Герб - это не только маленькая информация о селе и районе - это то, чем село гордится.
Скажите, чем гордятся жители нашего села? (Красивой природой, у нас выращивают пшеницу и разводят крупный рогатый скот, у нас есть красивая река Сорокино, Иртыш, жители гордятся названием села).
«Художники» нашего села передали каждому из вас вот такую раскраску - герб нашего района. Но по неизвестной причине часть линий исчезла. Дополните герб необходимыми изображениями. А теперь раскрасьте его правильно и красиво.
Результат игры : У детей формируются представления о родном селе – его гербе, природных и исторических особенностях. В ходе игры дети выделяют недостающие элементы объекта (герба Нововаршавского района, самостоятельно дополняют изображение недостающими элементами, раскрашивают по образцу. Выигравшими считаются дети, справившиеся с поставленной задачей, потому что они помогли художникам, передавшим детям рисунки.