Дозорова Оксана Сергеевна
Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «А что у вас?».
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.
Ход игры : воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке?”. Дети отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом.
- У меня дома и т. д.
Упражнение «Один - много».
Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или нескольких предметов.
Ход игры : воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна и т. д.
Публикация «Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Упражнение «Магазин».
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.
Ход игры : на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.
Упражнение «А что у вас?».
Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры : воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас?”. Ответы детей :
- У меня куклы и т. д.
Упражнение «Магазин».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры : воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерё дно: “Что ты купишь?”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч.
- Я куплю куклу и т. д.
Упражнение «Закончи предложение».
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры : воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … /книгу/.
- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.
Упражнение «Кто кого обогнал».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры : фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал?”. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту и т. д.
Упражнение «Кто что делает».
Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами на разных планшетах.
Ход игры : воспитатель спрашивает ребё нка: ”Что ты видишь на картинке?”. Ребё нок отвечает:
- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.
Драматизация сказки «Человек и животные».
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры : животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т. д.
Упражнение «У Заиньки День рождения».
Наглядный материал: картинки.
Ход игры : воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. / показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
Игра «Чего не стало?».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры : воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ” Чего не стало?”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т. д.
Игра «Желание».
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры : воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/.
- Я выпью … /стакан воды/и т. д.
Игра «Угадай дерево по листу».
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры : воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даё т образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т. д.
Упражнение «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.
Ход игры : воспитатель задаё т вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит девочка?”.
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур и т. д.