Людмила Шевцова
Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения сенсомоторное развитие детей было и остается во все времена важным и необходимым.
Сенсомоторное развитие дошкольника - развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, развитие моторных навыков. Именно от уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность физического, умственного, эстетического воспитания детей.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Формирование сенсорных эталонов начинается в младшем дошкольном возрасте. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, мяч круглый, трава зеленая и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном цвета, формы, размера.
Так как младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсомоторного развития детей, в нашей группе «Ягодка» был создан центр сенсомоторного развития, который предназначен для выполнения ряда функций:
-развития мелкой моторики;
-стимуляции сенсорных функций;
-создания положительного эмоционального фона;
-активизации мышления, внимания, восприятия, памяти;
-повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.
При организации сенсомоторного центра выбрано, в первую очередь, удобное и доступное место расположения в групповом помещении. hello_html_m6afecb0f.jpg
Содержимое центра определяется в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный центр используется в образовательном процессе: в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.
В организации сенсомоторного центра учитывались такие принципы:
-содержательно – насыщенность;
-доступность;
-безопасность;
-вариативность.
Ведущая деятельность для маленького ребёнка – игра, поэтому особое место в сенсомоторном центре занимают дидактические игры. Дидактические игры, размещенные в cенсомоторном центре, для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие сенсорных способностей, но и на углубление и обобщение представлений об окружающем мире, о свойствах объектов, а также на активизацию психических процессов. Игры оснащены дидактическим материалом и соответствуют возрастным особенностям детей. Формы их организации как индивидуальные, так и подгрупповые.
Играя, все действия дети выполняют пальчиками. Распределение картинок, действия с прищепками, пуговицами, рисование манкой способствуют и формированию знаний, и развитию мелкой моторики.
Так, в игре «Разноцветные прищепки», помимо развития мелкой моторики, можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение.
Как играть с прищепками?
Сначала мы учим ребенка снимать прищепки, это под силу полуторагодовалым малышам. А вот ближе к двум годам ребенок может сам их прицеплять. С начала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Я разделяю дидактические игры с прищепками на 3 вида:hello_html_m2f8429d1.jpg
простые, не требующие специальной подготовки;
игры с картонными заготовками;
игры с распечатанными шаблонами.
С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, ёжику колючки.
Игровое упражнение «Колёса для машин». Фигуры машин разного цвета, колёса у машин отсутствуют; детям нужно найти колёса для машины, соотнести по цвету.
Игровое пособие «Спрячь мышку». С помощью этого пособия познакомить детей с четырьмя цветами спектра и их названиями. Упражнять в идентификации цвета. hello_html_m18dee200.jpg
Детям предлагаются домики, в которых живут мышки.
Каждый домик определенного цвета.
Нужно спрятать мышку от кошки, закрыв окошечки квадратами такого же цвета, что и домики.
hello_html_41710b6.jpg
Игровое пособие «Досочки Сегена», по смыслу напоминает методику известного педагога, но измененную и адаптированную для нашего времени.
В наборе планшеты с выемками по середине - квадратами, овалами, кругами, прямоугольниками, ромбиками, треугольниками.
Ребенку предлагается подобрать геометрические фигуры в прорези планшетов. Игра усложняется разными узорами - фигурку нужно вложить, учитывая цвет. Полезная игра для: развития внимания (поиск фигурки того же цвета); изучения геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, развития мышления.
Дидактическая игра по развитию представлений о величине «Домики для медвежат»
В этой игре дети упражняются в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Не только развивается умение детей сравнивать два предмета по величине «большой, маленький», но и закрепляется цвет и форма предмета. hello_html_1048dd51.jpghello_html_1bf0ada5.jpg
Варианты заданий могут быть разные, например: «Спрячь под большой круг маленький круг» или «Отдай мишке большие фигуры, а зайчику маленькие»,
«Большой – маленький» (нужно составить пары).
Упражнение «Узнай на ощупь»
В игре формируются умения различать форму, используя тактильные ощущения.
Игровой материал. Мешочек, геометрические плоскостные фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат.
Играя в размещенные в данном центре игры, дети получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Игры всегда вызывают радость, создают хорошее настроение. А радость – залог успешного развития каждого ребенка.
Литература:
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада [Текст]/ Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина - М. : «Просвещение», 1998.-144 с.
2. Венгер, Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников/ Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – 14с.
3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]/ Л. А. Венгер - М. : «Просвещение», 2008.