Елена Анатольевна Кокоурова
Дидактические игры как средство развития произвольного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кокоурова Е. А., воспитатель
МБДОУ детский сад №97 г. Иркутска
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство — это уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, развивается воля произвольность, возникает доверие к себе, людям, осуществляется развитие личности, ещё это период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.
Важную роль в решении задач по развитию произвольного поведения дошкольников играет семья. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Большое значение в развитии произвольного поведения ученые придавали детской игре. Многие ученые отмечали влияние игры на формирование поведения детей, развитие у них познавательных функций и развитие речи.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов детей. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои произвольные действия.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
Поскольку игры для дошкольников — весьма привлекательное дело, было бы ошибкой не использовать эту эффективную возможность для формирования познавательной активности детей, и, как следствия, высокой произвольности поведения.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что произвольность является важнейшим качеством личности. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, именно оно позволяет ставить цели и добиваться своего. Недостаточное развитие произвольности поведения, имеют свои трудности к началу школьного обучения.
Дидактическая игра - особый вид игровой деятельности детей, которая создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре дети не только получают новые знания, но также происходит обобщение и закрепление их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного процесса, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр. Воспитателями широко используются игры, которые стимулируют несколько видов – это настольные, предметные и словесные игры. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.
Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перезагружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.
Основу дидактической игры образуют основные и дополнительные составляющие. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым - сюжет и роль. Рассмотрим указанные компоненты. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным элементом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Он просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс
непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение.
Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил, дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась. Дети подчиняются конкретным правилам, состоящим из 1-2 элементов, общих для всех играющих. Старшие дошкольники выполняют правила более обобщенные и сложные, самостоятельно придумывают новые.
Большое значение для формирования произвольного поведения имеет общий характер предлагаемых игр. Факторы, влияющие на произвольность, - присутствие взрослых или сверстников и их оценка, а также поддержка со стороны взрослого. В дидактических играх с запрещающими правилами воспитатель и группа сверстников побуждают ребенка следовать правилам, то есть сознательно управлять своими действиями. Сначала с взрослыми, а затем, самостоятельно оценивая действия и ошибки своих и сверстников, ребенок овладевает действиями самоконтроля.
На первом этапе детям должны быть представлены игры с запрещающими правилами действий, связанными с тем, как они движутся с объектами или общим характером движений в пространстве. Такие игры проще для детей, в отличие от игр, которые запрещают правила общения. Правила действия связаны с определёнными движениями, поэтому необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся очевидными, наглядными.
Наглядность правил (например, не оглядываясь назад и не заглядывая, не добавляя части изображения, друг к другу, а визуально определяя его совместимость) позволяет ребенку контролировать свою работу, как в поведении других, так и в собственном поведении.
На данном этапе разработана дидактическая игра «кто больше», в которой задача игры, изучить последовательность и методологию: собрать за ограниченное время как можно больше определенных геометрических фигур (квадратов, кругов, треугольников, овалов, прямоугольников, разбросанных по земле разных цветов, пример которых можно представить более подробно. При первых проведениях игры вводится одно запрещающее правило: вы не можете собирать фигуры перед первым сигналом и продолжать движение после второго.
Практика показала, что при проведении этих и подобных игр (с такими правилами) у детей разное отношение к соблюдению правил, разные реакции на сигналы. Поэтому некоторые пытаются двигаться ближе к фигурам перед первым сигналом, начинают следить за расположением своих «собственных» фигур, что приводит к их отвлечению и задерживанию с выполнением действий по сигналу. Многие дети, впервые участвовавшие в игре, объясняют, что, продолжая движение после второго сигнала, они начинают «наклоняться» за фигурой, «протягивать руку».
В большинстве случаев, другие дети, в том числе и выступающие в роли зрителей, обязательно заметят это нарушение. В других случаях на него должен обратить внимание сам педагог, и при подведении итогов попросить самого ребёнка сказать, какие правила, он нарушил. Оценивая результаты игры необходимо анализировать действия детей и подводить их к выводу, что нарушившего правила ребёнка считать выигранным нельзя, даже если он набрал больше всех фигур. Полученный таким путём результат не засчитывается.
Данные пути формирования произвольного поведения дошкольников, помогающие воспитателям преодолевать детям внутренние препятствия – серьёзный шаг в развитии произвольного поведения. И что особенно ценно – это преодоление происходит не по приказу и принуждению старшего, а добровольно, по желанию самого ребёнка. Именно поэтому эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит всего-навсего как выполнение правил, приносит детям так много радости и удовлетворения.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию произвольного поведения.
Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех
малыша - это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему - это
окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
Литература:
1. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психол. — М. : Смысл, Эксмо, 1976. — № 4, С. 56–68.
2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.
3. Непомнящая, Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. — М. : Просвещение, 1995. — 412 с.
4. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов 3-е издание, переработанное 150 с.
5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология.