Наталья Молчанова
Дидактические игры и упражнения в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.
Известно, что игра является основным видом активности для детей дошкольного возраста. За семь лет работы в качестве логопеда я разработала множество дидактических игр и материалов, которые продолжают привлекать детей и стимулировать их речевую активность. Игровая форма обучения создает положительное отношение к занятиям и позволяет осваивать даже сложные темы без стресса. В процессе игры дети успешно решают задачи, не осознавая этого. Используя дидактические игры, я ориентируюсь на автоматизацию, дифференциацию звуков и развитие связной речи, учитывая коррекционные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи.
ТНР проявляется в проблемах с фонематическим восприятием, произношением и богатством словарного запаса, что затрудняет процесс обучения. Поэтому важна реализация эффективных методов, подходящих для работы с данными детьми.
Предлагаю дидактическое пособие «Дружная семейка». Оно включает 5 частей: титульную и 4 двусторонние игровые панели с медвежатами. Цель – стимулирование интереса у детей 5-7 лет через игры. Задачи включают развитие речевых навыков, автоматизацию звуков и улучшение грамматического строя. Это пособие практично и эстетично, может использоваться в групповой и индивидуальной работе, а его элементы легко адаптировать под разные темы.
Цель данной игры:
• улучшение эффективности логопедической работы, развитие у детей возрастной группы 5-7 лет интереса к занятиям, формирование положительной мотивации и активизация речевой деятельности.
Задачи:
• расширение и активация активного и пассивного словарного запаса;
• усовершенствование синтаксиса речи (использование сложноподчиненных предложений);
• закрепление знаний о звуках: гласных и согласных (твердых, мягких, звонких, глухих);
• автоматизация произношения изученных звуков;
• улучшение слоговой структуры слова;
• определение положения звука в слове (в начале, середине или конце);
• создание слов по заданной схеме;
• тренировка навыков деления слов на слоги и подсчета слогов;
• закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа;
• усовершенствование навыков звукового и слогового анализа;
• развитие грамматической структуры речи;
• формирование фонематических представлений (различие звуков в словах);
• развитие диалогической и связной речи, навыков общения и общей речевой активности;
• расширение представлений об окружающем мире;
• развитие памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления;
• улучшение артикуляционной и мелкой моторики, координации;
• воспитание самостоятельности в выполнении упражнений;
• развитие навыков работы как индивидуально, так и в подгруппе;
• формирование умения сотрудничать, проявлять доброжелательность, инициативу и ответственность.
Содержание дидактического пособия:
Представленное пособие изготовлено из экологически безопасных материалов:
• надежное,
• практичное,
• легкое и удобное в использовании,
• универсальное,
• эстетически привлекательное.
Состоит из:
• демонстрационного панно;
• картотеки с набором предметных и сюжетных изображений;
• карманов с фишками для составления схемы к словам.
Практическая значимость:
Это пособие выделяется яркими, ламинированными страницами с персонажами для игровых занятий, съемными элементами и карманами, что позволяет использовать его в различных тематических неделях. Пособие может быть дополнено и изменено, не перегружая структуру, а, наоборот, повышая функциональность, что облегчает логопеду систематизацию материалов для занятий с детьми. Все игры и упражнения из пособия «Дружная семейка» могут применяться как в группах, так и индивидуально на занятиях, в рамках проектов и тематических мероприятий.