Людмила Зябкина
Дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Значение сенсорного развития несомненно : с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
Публикация «Дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель моей работы заключается в следующем: продолжать совершенствовать сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи моей работы:
1. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт, умение фиксировать полученные впечатления в речи;
2. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;
3. Продолжать учить использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;
4. Продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;
5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Моя работа включает:
1. Сенсорное развитие ребенка : понятие и аспекты
2. Перечень игр и упражнений по сенсорному развитию
3. Рекомендации для воспитателей
Сенсорное развитие ребенка
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета: Их форме, цвете и величине, запахе, вкусе и т. д.
Сенсорное развитие ребенка включает в себя две взаимосвязанные между собой стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлении; овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют более полно воспринимать окружающий мир.
Перечень игр и упражнений по сенсорному развитию
1. Дидактические игры, развивающие восприятие цвета и размера:
2. «Цветные флажки», «Подбери веревочку для шарика», «Подбери домик мячику», «Новогодняя ёлочка», «Сенсорный душ», «Сенсорный коврик», «Веселая полянка», «Собери букет, «Разноцветный букет», «Цветок для Чипполино», «Собери бусы», «Хвостик для петушка», «Собери ягоды»;
3. Дидактические игры, закрепляющие названия геометрических фигур, развивающие зрительное восприятие: «Цветная мозаика», «Миниковрик», «Монгольская игра», «Найди тень и фигурное лото», «Сложи квадрат», «Подбери ключи к замочку»;
4. Игры, развивающие слуховое восприятие и внимание: «Шумовые бочонки»; «Раз, два, три за мной повтори» (игра для развития речевого слуха); «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов»; «Это правда или нет?» (игра на развитие слухового внимания); «Теремок» (игра для развития высоты и тембра голоса); «Кто кричит?» (игра на развитие высоты голоса); 6. «Том-дом-ком» (игра на развитие слухового внимания);
5. Игры и упражнения, развивающие тактильные ощущения : «Мишуткины мешочки», «Маленькие и большие ножки», «Чудесный мешочек», «Оживи картинку»;
6. Игры и упражнения, развивающие моторику руки : «Универсальное полотно», «Олень», «Зайчики слушают», «Лодочка», «Очки», «Весёлые гуси», «Птичка», «Домики», «Колобок», «Гроздь винограда», «Цифровая гусеница», «Волшебный зонтик»;
7. Игры, знакомящие с условными обозначениями: «На что это похоже», «Найди тень»;
8. Игры, развивающие восприятие времени :сказки.
Рекомендации для воспитателей
В дидактических играх и упражнениях необходимо предоставлять детям возможность:
1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному воспитанию;
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами ( например: форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и др.)