Лариса Суслова
Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Зима» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)
Задание «Приметы зимы»
Цель: расширять представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима».
Скажи, пожалуйста, что изменилось в природе и погоде зимой? (выпал снег, покрылись льдом озёра, дни становятся короткими, стоит холодная погода, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет.)
Игра «Хлопни в ладоши»
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Цель: развитие слухового внимания и понимания речи.
- Поиграем в игру «Зимние слова» : - Я произнесу слова, если ты услышишь слово, связанное с зимой, хлопни в ладоши (снежинка, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).
Игра «Один — много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа.
Снежинка-снежинки-много снежинок
Сугроб-сугробы-много сугробов
Санки - санки - много санок
Снеговик-снеговики-много снеговиков
Елка – елки – много елок
Игрушка – игрушки – много игрушек
Подарок – подарки – много подарков
Маска - маски – много масок
Гирлянда – гирлянды – много гирлянд
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.
Снежинка - снежиночка
Санки-саночки
Елка-елочка
Снеговик - снеговичок
Снег – снежок
Зима – зимушка
Лёд – ледок
Игра «Скажи какой? (какая)»
Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными
Зима какая?. (морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)
Снег какой?. (белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)
Лед какой?. (прозрачный, холодный)
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Игра «Какая зимой погода?»
Цель: упражнять детей в словообразовании.
- Скажи, пожалуйста, какая может быть погода зимой? (Если идёт снег, то погода)
Снег – снежная
Ветер – ветреная
Мороз – морозная
Холод – холодная
Игра «Подбери слова-действия»
Цель: активизация в речи детей глаголов.
Я буду говорить незаконченное предложение, а ты договоришь несказанное мной словечко.
Зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке. … (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам, закреплять знания о приметах зимы.
Летом дни жаркие, а зимой (холодные)
Летом небо светлое, а зимой (темное)
Летом день длинный, а зимой (короткий)
Летом солнце яркое, а зимой (тусклое)
Весной на реке лед тонкий, а зимой (толстый)
Игра «Что бывает зимой?»
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
-Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад)
-Летом бывает дождь, а зимой (снег)
-Летом лепят фигурки из песка, а зимой (лепят снеговика)
-Летом жарко, а зимой (холодно)
-летом катаются на роликах, а зимой (на коньках)
-Весной снег тает, а зимой (лежит)
-Летом катаются на велосипедах, а зимой (на санках, лыжах, коньках)
Игра «Да или нет»
Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.
- Все дети очень любят зиму, она приносит много игр и развлечений. Я буду называть разные игры и развлечения, а ты ответишь «Да», когда услышишь игру, в которую можно играть зимой и «Нет», если это не зимнее развлечение.
- кататься на санках
- кататься на велосипеде
- купаться в озере
- играть в снежки
- строить крепость из снега
- строить замок из песка
-кататься на роликах
-собирать цветы
-наряжать ёлку
Упражнение «Составь предложение по картинкам»
Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса
Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на коньках.
Дети слепили снеговика. Мальчики играют в снежки.