Валентина Чистякова
Дидактические игры и специальные лексические упражнения по развитию словаря детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Помоги найти маму»
Возраст:
младшая группа
Оборудование:
картинки (раскраски, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов.
Дидактическая задача:
учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов, расширять словарь детей по теме.
Игровая задача:
Найти маму для малыша
Игровые действия:
Публикация «Дидактические игры и специальные лексические упражнения по развитию словаря детей» размещена в разделах
У всех детей картинки с детенышами животных и их мамами. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.
Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т. д. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Побежали детки к своим мамам.
Правила игры:
Правильно объединить маму и детеныша.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый нашел всех мам и детенышей.
2. Игровое упражнение «Кто кем был»
Возраст:
подготовительная группа
Оборудование:
мяч
Дидактическая задача:
развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Игровая задача:
назвать, чем (кем) раньше был названный объект.
Игровые действия:
Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч педагогу, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
Правила игры:
нужно правильно назвать кем (чем) раньше был сказанный педагогом объект.
3. Игровое упражнение «Овощи»
Возраст:
средняя группа
Оборудование:
кукла Маша, картинки с овощами.
Дидактическая задача:
обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».
Игровая задача:
помощь товарищу, соотнести картинки одни – много.
Игровые действия:
Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».
Слова для обогащения словаря:
Лук – много лука;
Картошка – много картошки;
Свекла – много свеклы;
Капуста – много капусты;
Тыква – много тыквы;
Кабачок – кабачки – много кабачков;
Морковка – морковки – много морковок;
Помидор – помидоры – много помидоров.
Правила игры: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.