Лучший педагог года

Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей

Назарова Татьяна Валентиновна
Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые педагоги и воспитатели!

Представляю вам материал по использованию сказок В ООД с дошкольниками.

Конечно, всем известна любовь детей к народным сказкам. Самые известные сказки, которые слушают десятки поколений малышей, насыщены материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы ребенка, как только что сорванная с грядки морковка — витаминами. К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считают это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки. а ведь сказки помогают развитию внимания, памяти, мышления, первичных математически представлений (количество, счет, размер, последовательность, представлений о композиции, причинно-следственных связях, социальных и моральных нормах, речи, воображения.

Публикация «Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей» размещена в разделах

Нашлись объяснения и известному многим родителям феномену — ребенок может слушать одну и ту же сказку много-много раз подряд, требовать только ее и не соглашаться ни на что другое. Во-первых, как уже было сказано выше, сказка дает очень богатый материал и ребенок не хочет переходить к новому, пока не усвоит урок. Во-вторых, ребенок еще не до конца уверен в постоянстве мира. Вы видели, как полугодовалый младенец бросает игрушку снова и снова, чтобы убедиться, что она и в сотый раз упадет, а не взлетит к потолку? Так же ребенок постарше хочет слышать неизменный сюжет сказки, убеждаться, что за мышкой-норушкой всегда приходит лягушка-квакушка, а мышка всегда машет хвостиком и яичко всегда разбивается. (Ниже в приложении мы приводим перечень сказок, которые рекомендовано рассказывать детям 4 – 5 лет). Это создает ощущение безопасности, убеждает его в постоянстве законов природы и общества.

Актуальность данной рекомендации связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

При приеме детей в ШРР (начинают они обучаться у нас в возрасте 4 лет) на занятиях по развитию речи я использую более 10 русских народных сказок в период с сентября по ноябрь. Методы и формы, используемые при работе с данным жанром:

- первичное прослушивание;

- работа по иллюстрациям сказки;

- складывание пазлов с картинками по прослушанной сказке;

- просмотр видеофильмов по мотивам сказок;

- иллюстрации к сказкам (обычно это домашнее задание, т. к. нужна помощь взрослого);

- викторины по сказкам;

- дидактические игры: "Угадай по описанию", "Изобрази движение героя",. ;

- драматизация отдельных эпизодов произведений;

- драматизация сказок на открытых занятиях и массовых мероприятиях;

- рефлексия по сказке и отдельным героям;

- оформление выставок;

- акция "Принеси любимую сказку в группу.

В каждом новом наборе детей стараюсь использовать новые методы и формы работы со сказкой. В этом году попробовала ввести пересказ сказок. Конечно, перед введением данной формы я провела родительский всеобуч "Какие сказки сможет пересказать ребенок 4 лет". Каково было мое удивление, когда из 16 обучающихся с этим заданием справились 13 детей! (У остальных не получилось в связи с многочисленными нарушениями звукопроизношения. При индивидуальной беседе я сама рекомендовала не участвовать детям, чтобы не развить комплексы). Да не просто пересказали! А многие обыграли с помощью игрушек и кукол. Эта работа очень понравилась родителям: многие присылали видео домашних репетиций.

Результатом данной работы всегда является открытое занятие "Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок", которое проходит в ноябре. Конспект занятия вы можете найти на моей страничке.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия (знакомство и работа со сказкой) является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста.

Анализ литературы по теме исследования показал, что сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям педагогов действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

Анализ статей из журналов и некоторых интернет-сайтов позволил подобрать материал о проведении мной занятия с использованием метода сказкотерапии, который показывает, что взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.

Любите сказку, используйте сказку!

Она всегда помощница в деле воспитания и обучения дошкольника.

Публикации по теме:

Формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Ц е л ь – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Для достижения.

Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет Экскурсия на книжную выставку.

Методические рекомендации «Экспериментирование со звучащими предметами как средство развития слухового восприятия у детей» Экспериментирование со звучащими предметами – это особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем.

Методические рекомендации по использованию пособия «Визуальное расписание» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида» города Минусинска Красноярского.

Конспект НОД по развитию речи «В страну русских народных сказок» для детей второй младшей группы НОД по развитию речи: «В страну русских народных сказок» для детей второй младшей группы Смольская Н. А. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Вид занятия:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок Ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому перед нами остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей
Опубликовано: 15 марта 2018 в 10:58
+88Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Татьяна Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД