Назарова Татьяна Валентиновна
Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги и воспитатели!
Представляю вам материал по использованию сказок В ООД с дошкольниками.
Конечно, всем известна любовь детей к народным сказкам. Самые известные сказки, которые слушают десятки поколений малышей, насыщены материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы ребенка, как только что сорванная с грядки морковка — витаминами. К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считают это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки. а ведь сказки помогают развитию внимания, памяти, мышления, первичных математически представлений (количество, счет, размер, последовательность, представлений о композиции, причинно-следственных связях, социальных и моральных нормах, речи, воображения.
Публикация «Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Нашлись объяснения и известному многим родителям феномену — ребенок может слушать одну и ту же сказку много-много раз подряд, требовать только ее и не соглашаться ни на что другое. Во-первых, как уже было сказано выше, сказка дает очень богатый материал и ребенок не хочет переходить к новому, пока не усвоит урок. Во-вторых, ребенок еще не до конца уверен в постоянстве мира. Вы видели, как полугодовалый младенец бросает игрушку снова и снова, чтобы убедиться, что она и в сотый раз упадет, а не взлетит к потолку? Так же ребенок постарше хочет слышать неизменный сюжет сказки, убеждаться, что за мышкой-норушкой всегда приходит лягушка-квакушка, а мышка всегда машет хвостиком и яичко всегда разбивается. (Ниже в приложении мы приводим перечень сказок, которые рекомендовано рассказывать детям 4 – 5 лет). Это создает ощущение безопасности, убеждает его в постоянстве законов природы и общества.
Актуальность данной рекомендации связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
При приеме детей в ШРР (начинают они обучаться у нас в возрасте 4 лет) на занятиях по развитию речи я использую более 10 русских народных сказок в период с сентября по ноябрь. Методы и формы, используемые при работе с данным жанром:
- первичное прослушивание;
- работа по иллюстрациям сказки;
- складывание пазлов с картинками по прослушанной сказке;
- просмотр видеофильмов по мотивам сказок;
- иллюстрации к сказкам (обычно это домашнее задание, т. к. нужна помощь взрослого);
- викторины по сказкам;
- дидактические игры: "Угадай по описанию", "Изобрази движение героя",. ;
- драматизация отдельных эпизодов произведений;
- драматизация сказок на открытых занятиях и массовых мероприятиях;
- рефлексия по сказке и отдельным героям;
- оформление выставок;
- акция "Принеси любимую сказку в группу.
В каждом новом наборе детей стараюсь использовать новые методы и формы работы со сказкой. В этом году попробовала ввести пересказ сказок. Конечно, перед введением данной формы я провела родительский всеобуч "Какие сказки сможет пересказать ребенок 4 лет". Каково было мое удивление, когда из 16 обучающихся с этим заданием справились 13 детей! (У остальных не получилось в связи с многочисленными нарушениями звукопроизношения. При индивидуальной беседе я сама рекомендовала не участвовать детям, чтобы не развить комплексы). Да не просто пересказали! А многие обыграли с помощью игрушек и кукол. Эта работа очень понравилась родителям: многие присылали видео домашних репетиций.
Результатом данной работы всегда является открытое занятие "Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок", которое проходит в ноябре. Конспект занятия вы можете найти на моей страничке.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия (знакомство и работа со сказкой) является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.
Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы по теме исследования показал, что сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям педагогов действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.
Анализ статей из журналов и некоторых интернет-сайтов позволил подобрать материал о проведении мной занятия с использованием метода сказкотерапии, который показывает, что взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.
Любите сказку, используйте сказку!
Она всегда помощница в деле воспитания и обучения дошкольника.