Вакурина Светлана Владимировна
Дидактические игры для развития навыков образования относительных прилагательных
▼ Скачать + Заказать документы
Страничка для родителей: Дидактические игры для развития навыков образования относительных прилагательных
Опыт работы учителем – логопедом подтверждает давно известный факт, что лучшие учителя родного языка – это родители, дедушки и бабушки, эмоционально близкие ребенку люди. В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма, причиной этого являются, в частности, грамматические ошибки в речи детей. Одним из наиболее эффективных путей формирования грамматического строя речи, опираясь на интерес ребенка к словообразованию, является игра.
Публикация «Дидактические игры для развития навыков образования относительных прилагательных» размещена в разделах
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Особенность дидактических игр в том, что они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Именно эта особенность дидактических игр обуславливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательных задач связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребёнка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление детей. Усваивая или уточняя в дидактической игре то или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, упражнять память, внимание. В дидактических играх перед детьми ставятся узкие определённые задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций.
Примерные игровые упражнения по закреплению навыков словообразо-вания относительных прилагательных. Для закрепления навыка образование относительных прилагательных можно использовать следующие игры:
«Что из чего сделано?» У игроков карточки лото с изображением различных предметов. Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Игроки ищут изображение этого предмета на карточках тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все карточки.
Материал:
Салатник из стекла - стеклянный Сковорода из чугуна – чугунная
Ложка из дерева – деревянная Нож из металла – металлический
Ведро из железа – железное Бокал из хрусталя – хрустальная
Чашка из фарфора – фарфоровая Тарелка из пластмассы – пластмассовая
Стакан из бумаги – бумажный Горшок из глины – глиняный
Вилка из пластика – пластиковая Кастрюля из алюминия – алюминиевая
«Четвёртый лишний». Ребенку предлагаются картинки, например, стакан, сковорода, чайник, кастрюля. Необходимо назвать «лишний» предмет и объяснить, почему. Лишний стакан, потому что стакан стеклянный, а кастрюля, чайник, сковорода - металлические.
«Поваренок». Ребенку предлагается картинка с изображением кастрюли и пакетики с различной крупой и макаронными изделиями.
Задание: что это? (Это рис.) Положи в кастрюлю пакетик с крупой и скажи, как называется каша из риса, пшена, гречки и т. д.
Подобным образом проводятся игры «Варим суп» (гороховый, грибной, овощной, луковый, мясной, картофельный и т. п., «Варим компот/ варенье» (яблочный/ое, клубничный/ое, ягодный/ое, фруктовый/ое и т. д., «В кондитерской» (торт ореховый, сливочный, шоколадный и т. д.)
«Ателье». Ребенку предлагаются круги с изображением контуров одежды, образцы тканей, прищепки. Задание: назови ткань, приложи кусочек ткани и скажи, свитер из шерсти какой? Юбка, какая? И т. д.
«С какой ветки детки?». Ребенку предлагаются плоды и листья различных деревьев, он должен определить, с какой ветки упал лист (плод) и как называется этот лист (плод). Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. Этот жёлудь и лист упал с дуба. Это дубовый лист.
Подобные игры помогут речи Вашего ребенка стать грамотной, поддержат интерес к познанию окружающего мира и позволят избежать трудностей в усвоении чтения и письма в школе.
Успехов Вам и Вашему ребенку!