Марина Кузнецова
Дидактические игры для развития внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – это сосредоточенность на чём-либо. Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребёнок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
Публикация «Дидактические игры для развития внимания» размещена в разделах
Внимание связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, так как развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Развитие внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в различных играх, а особенно в дидактических.
Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников :
I. Развиваем зрительное внимание.
1. «Сделай как у меня»
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т. п.
2. «Расставь как было»
Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время меняет игрушки местами и даё т задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».
3. «Дорисуй»
Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов, на которых отсутствуют некоторые детали, и предлагает назвать и дорисовать недостающие части. Например: машина без колёс, дом без окон и т. п.
4. «Найди отличия»
Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.
5. «Кто быстрее»
Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т. п., которые соответствуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон; красный – яблоко, помидор, вишня; зелёный – кузнечик, огурец, трава и т. д.
6. «Кто спрятался?»
Взрослый раскладывает на столе перед детьми 7-8 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 2 – 3 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»
7. «Срисовывание по клеточкам»
Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура) и карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
8. «Найди лишнее»
Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).
II. Развиваем слуховое внимание.
1. «Самые внимательные»
Дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» – руки в стороны, «Земля» – руки вниз, «Огонь» – закрыть руками глаза, «Воздух» – поднять руки вверх.
2. «Что звучало?»
Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.
3. «Повтори за мной»
Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.
4. «У кого колокольчик?»
Дети стоит в кругу и передают друг другу звенящий колокольчик. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает, откуда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.
5. «Слова»
Воспитатель чётко произносит детям 5 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности.
6.«Что в коробке?»
Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям по звучанию определить, что находится в коробке.
7. «Расскажи как было»
Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них, вспоминая рассказ.
III. Развиваем моторно-двигательное внимание.
1. «Съедобное – несъедобное»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.
2. «Повторяй за мной»
Воспитатель называет отдельные части тела человека, а дети должны дотронуться них. (Можно выполнять движения под ритмичную музыку)
3. «Летает, прыгает, плавает»
Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т. д., а дошкольникам нужно без слов воспроизвести соответствующие движения. Например: птичка – дети имитируют полёт, заяц – прыгают и т. д.
4. «Зимующие и перелётные птицы»
Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даё тся команда: «Взмахнуть руками - если птица перелётная, если зимующая – руки опустить».
5. «Овощи и фрукты»
Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даё тся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».
6. «Поезд»
Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточку, которая обозначает определё нное движение: красная – поезд останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.
7. «Внимательные ребята»
Дети строятся в колону. Взрослый показывает геометрическую фигуру, после чего каждый ребенок подбегает к столу и выбирает предмет соответствующий заданной форме. Например, воспитатель демонстрирует круг, дети подбегают и выбирают тарелку, кольцо от пирамидки и т. д.