Получи документы

Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста

СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: Предметный ряд.

Содержание: игры и упражнения, построенные на материале русской народной сказки \\\\\\\"Репка\\\\\\\".

Оборудование: фигурки сказки \\\\\\\"репка\\\\\\\", пластмассовая дорожка - пластина 50 см, шириной 10 см с обозначенными на ней решёткой для размещения 6 предметов.

Кто тянул репку?

(Упражнение в построении предметного ряда)

Публикация «Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра: \\\\\\\"Сначала пришел тянуть репку дед, - мы его поставим в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой. (так постепенно выстраиваем весь ряд). Все встали по линеечке друг за другом и получился ряд. (Жестом руки обозначается линия, по которой выстроился ряд фигурок).

Я слева. Вот здесь (жест). Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот в этом месте (показ) ряд закончился. Мышка последняя. После мышки никто не приходил. Здесь конец ряда.

Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Это середина ряда (показ). Показав построение ряда с помощью персонажей настольного театра, педагог вовлекает детей в упражнения с фигурками предметного ряда, дети запоминают традиционное, в соответствии с текстом сказки, расположении героев, место каждого из них, состав ряда.

Пустое место

Цель: закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим.

Усвоение значения слова-термина место. Логопед показывает детям дорожку с решёткой мест, количество которых соответствует числу героев сказки \\\\\\\"Репка\\\\\\\", называет наглядное пособие, знакомит с ним детей. \\\\\\\"Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать (дети считают хором, каждое место можно обвести указкой или пальцем (обводят места по контуру). Место за местом, еще и еще, подряд, получается ряд (жест по линии слева на право). Первое место - слева, в начале ряда (показ, последнее место - справа, в конце ряда (показ)\\\\\\\".

Затем логопед, обращаясь к детям, говорит: \\\\\\\" Ребята, хотите играть? Помогите мне заполнить все пустые места на этой дорожке\\\\\\\".

Педагог начинает игру:

- Кто стоял за дедом?

- Баба.

- Зовите бабу на место.

- Баба, иди на место.

- Кто стоял после бабы?

- Внучка.

- Зовите внучку на место.

- Внучка, иди на свое место.

Таким образом обыгрывается помещение каждой фигурки на свое традиционное место в ряд, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.

Л. говорит: \\\\\\\"Вы хорошо помогли мне, ребята. Запомнили все пустые места. Получился ряд\\\\\\\", - и продолжает: \\\\\\\"Ряд наш закрывается, игра продолжается\\\\\\\". Ряд предметов скрывается за экраном. Убирается одна из средних фигур.

- Ряд наш открывается. Игра, продолжается. Да тут кто-то ушел! Кто же?

- Баба. Тили-тили тесто, вот пустое место. Баба, иди на место! (Баба занимает свое место).

- Интересно, кто еще уйдет? И т. д.

Прогулка

Логопед вводит детей в условия игры : \\\\\\\"Все герои сказки \\\\\\\"Репка\\\\\\\" пошли в лес. Идут дуг за другом. Кто за кем идет? (Дети называют). Вдруг мышка говорит: \\\\\\\"Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место\\\\\\\" ( Фигурки переставляются: мышка - первая, дед - последний). Тут внучка говорит: \\\\\\\"Я хочу идти впереди. Мышка иди на мое место\\\\\\\". ( Составляется новый вариант ряда: внучка - первая, она в начале ряда; Мышка - в середине ряда). Педагог фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду. Затем детям раздаются фигурки настольного театра и проводится игра.

Логопед: Все разбрелись по лесу, дед остался на своем месте, вот он на дорожке, в начале ряда. Слушайте деда. Дед: Займите свои места!

Дети ставят фигурки на дорожку по порядку. Постояли с дедом, опять ушли гулять в лес. Дед: Займите чужие места! Дети выполняют задание.

Дед: Тили-тили тесто, у всех чужое место. Идите в лес гулять. Дети с фигурками гуляют. Дед: Займите свои места!

Ряд восстанавливается в традиционном порядке.

Который и сколько

Л. договаривается с детьми играть в настольный театр \\\\\\\"Репка\\\\\\\" с условием считать: \\\\\\\"Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей\\\\\\\" Л. : дед - первый, баба - вторая. Сколько их всего? Дети: Один, два. Всего два.

Л. : Дед - первый, баба - вторая, внучка - третья. Сколько их всего?

Дети (пересчитывают). Один, два, три. Всего три. И т. д.

Когда дети запомнят порядковые числительные, они сами могут играть в игру \\\\\\\"Который и сколько\\\\\\\".

Что изменилось в ряду?

Ряд, составленный из персонажей сказки, закрывается экраном и за ним производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок или замена одной из них на другую, возможно более с ней сходную. Так, можно добавить к ряду знакомых уже фигурок петрушку, вместо внучки поставить внучка: мальчика, в такой же по цвету, как у нее одежде Каждый раз, когда ряд открывается, дети внимательно его осматривают и, обнаружив изменения, не показывают этого другим, а терпеливо ждут, когда их попросят найти ошибку и восстановить ряд в прежнем составе и порядке, при этом желательно предметы и места определять путем пересчета:

- Вот пустое место, которое оно по счету?

- Второе.

- Кто ушел?

- Баба.

-Поменялись Местами кошка и Жучка.

- На котором месте кошка? А Жучка?

- Поставим кошку и Жучку на свои места.

- На котором месте должна стоять жучка? А кошка?

- Кого заменил внучек?

- Внучку.

- На котором месте стоит внучек?

- Убери внучка, поставь внучку.

- За кем стоит внучка?

- Перед кем стоит внучка?

- На котором месте?

И т. д.

Игры для подготовки детей к звуковому анализу слов

Игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и в конце слова. И дети, как показывает практика, допускают здесь многочисленные ошибки. В связи с этим необходимо усилить подготовку детей к звуковому анализу. Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда, упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной.

Игра «Матрёшки идут на день рождения».

Цель: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом – термином «величина».

Ход игры. Логопед сообщает детям, что у бычка сегодня день рождения /показывает фигурку бычка/. К нему в гости пришли матрешки: одна большая - Настасья, другая поменьше – Настя, третья маленькая – Настенька /логопед поочередно вводит в игру фигурки разных по величине матрешек/. «матрё шки принесли бычку подарки: цветы, капусту и сухари». Логопед выкладывает перед фигуркой бычка цветы разные по величине и спрашивает: «Угадаешь ли ты, бычок, кто какой цветок принёс тебе в подарок? Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с бычком, кто какой цветок принёс ему в подарок».

Логопед предлагает рассмотреть детям картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один цветок большой. Другой поменьше. Он средний. Третий еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И матрешки тоже разные по величине: Настасья большая, Настя средняя, Настенька маленькая. Догадался бычок: большой цветок подарила Настасья. Она самая большая. А вы, ребята, догадались, кто подарил бычку маленький цветок, а кто – средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».

Сравнение цветков по величине, соотнесение их с матрешками, тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.

Логопед ставит матрёшек в ряд по линии, а дети раскладывают около каждой из них предметы: большого размера – возле Настасьи, среднего – около Насти, маленького – около Настеньки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для бычка.

Игра «Матрёшки в магазине».

Цель: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова «величина».

Игра «Матрёшки и бычок».

Цель: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, впереди, позади, рядом, первый, последний.

Игра «Кто ушёл и кто пришёл?»

Цель: наблюдение изменений в составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.

Игра «Прятки с матрёшками»

Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине.

Научиться определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «. в начале слова…» кружок кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.

Игра «Лисичка и колобок».

Цель: Определение позиции звука в слове. Уточнение понятий: первый, последний, в середине.

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2020 в 10:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД