СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: Предметный ряд.
Содержание: игры и упражнения, построенные на материале русской народной сказки \\\\\\\"Репка\\\\\\\".
Оборудование: фигурки сказки \\\\\\\"репка\\\\\\\", пластмассовая дорожка - пластина 50 см, шириной 10 см с обозначенными на ней решёткой для размещения 6 предметов.
Кто тянул репку?
(Упражнение в построении предметного ряда)
Публикация «Дидактические игры для подготовки к звуковому анализу детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра: \\\\\\\"Сначала пришел тянуть репку дед, - мы его поставим в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой. (так постепенно выстраиваем весь ряд). Все встали по линеечке друг за другом и получился ряд. (Жестом руки обозначается линия, по которой выстроился ряд фигурок).
Я слева. Вот здесь (жест). Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот в этом месте (показ) ряд закончился. Мышка последняя. После мышки никто не приходил. Здесь конец ряда.
Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Это середина ряда (показ). Показав построение ряда с помощью персонажей настольного театра, педагог вовлекает детей в упражнения с фигурками предметного ряда, дети запоминают традиционное, в соответствии с текстом сказки, расположении героев, место каждого из них, состав ряда.
Пустое место
Цель: закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим.
Усвоение значения слова-термина место. Логопед показывает детям дорожку с решёткой мест, количество которых соответствует числу героев сказки \\\\\\\"Репка\\\\\\\", называет наглядное пособие, знакомит с ним детей. \\\\\\\"Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать (дети считают хором, каждое место можно обвести указкой или пальцем (обводят места по контуру). Место за местом, еще и еще, подряд, получается ряд (жест по линии слева на право). Первое место - слева, в начале ряда (показ, последнее место - справа, в конце ряда (показ)\\\\\\\".
Затем логопед, обращаясь к детям, говорит: \\\\\\\" Ребята, хотите играть? Помогите мне заполнить все пустые места на этой дорожке\\\\\\\".
Педагог начинает игру:
- Кто стоял за дедом?
- Баба.
- Зовите бабу на место.
- Баба, иди на место.
- Кто стоял после бабы?
- Внучка.
- Зовите внучку на место.
- Внучка, иди на свое место.
Таким образом обыгрывается помещение каждой фигурки на свое традиционное место в ряд, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.
Л. говорит: \\\\\\\"Вы хорошо помогли мне, ребята. Запомнили все пустые места. Получился ряд\\\\\\\", - и продолжает: \\\\\\\"Ряд наш закрывается, игра продолжается\\\\\\\". Ряд предметов скрывается за экраном. Убирается одна из средних фигур.
- Ряд наш открывается. Игра, продолжается. Да тут кто-то ушел! Кто же?
- Баба. Тили-тили тесто, вот пустое место. Баба, иди на место! (Баба занимает свое место).
- Интересно, кто еще уйдет? И т. д.
Прогулка
Логопед вводит детей в условия игры : \\\\\\\"Все герои сказки \\\\\\\"Репка\\\\\\\" пошли в лес. Идут дуг за другом. Кто за кем идет? (Дети называют). Вдруг мышка говорит: \\\\\\\"Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место\\\\\\\" ( Фигурки переставляются: мышка - первая, дед - последний). Тут внучка говорит: \\\\\\\"Я хочу идти впереди. Мышка иди на мое место\\\\\\\". ( Составляется новый вариант ряда: внучка - первая, она в начале ряда; Мышка - в середине ряда). Педагог фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду. Затем детям раздаются фигурки настольного театра и проводится игра.
Логопед: Все разбрелись по лесу, дед остался на своем месте, вот он на дорожке, в начале ряда. Слушайте деда. Дед: Займите свои места!
Дети ставят фигурки на дорожку по порядку. Постояли с дедом, опять ушли гулять в лес. Дед: Займите чужие места! Дети выполняют задание.
Дед: Тили-тили тесто, у всех чужое место. Идите в лес гулять. Дети с фигурками гуляют. Дед: Займите свои места!
Ряд восстанавливается в традиционном порядке.
Который и сколько
Л. договаривается с детьми играть в настольный театр \\\\\\\"Репка\\\\\\\" с условием считать: \\\\\\\"Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей\\\\\\\" Л. : дед - первый, баба - вторая. Сколько их всего? Дети: Один, два. Всего два.
Л. : Дед - первый, баба - вторая, внучка - третья. Сколько их всего?
Дети (пересчитывают). Один, два, три. Всего три. И т. д.
Когда дети запомнят порядковые числительные, они сами могут играть в игру \\\\\\\"Который и сколько\\\\\\\".
Что изменилось в ряду?
Ряд, составленный из персонажей сказки, закрывается экраном и за ним производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок или замена одной из них на другую, возможно более с ней сходную. Так, можно добавить к ряду знакомых уже фигурок петрушку, вместо внучки поставить внучка: мальчика, в такой же по цвету, как у нее одежде Каждый раз, когда ряд открывается, дети внимательно его осматривают и, обнаружив изменения, не показывают этого другим, а терпеливо ждут, когда их попросят найти ошибку и восстановить ряд в прежнем составе и порядке, при этом желательно предметы и места определять путем пересчета:
- Вот пустое место, которое оно по счету?
- Второе.
- Кто ушел?
- Баба.
-Поменялись Местами кошка и Жучка.
- На котором месте кошка? А Жучка?
- Поставим кошку и Жучку на свои места.
- На котором месте должна стоять жучка? А кошка?
- Кого заменил внучек?
- Внучку.
- На котором месте стоит внучек?
- Убери внучка, поставь внучку.
- За кем стоит внучка?
- Перед кем стоит внучка?
- На котором месте?
И т. д.
Игры для подготовки детей к звуковому анализу слов
Игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и в конце слова. И дети, как показывает практика, допускают здесь многочисленные ошибки. В связи с этим необходимо усилить подготовку детей к звуковому анализу. Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда, упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной.
Игра «Матрёшки идут на день рождения».
Цель: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом – термином «величина».
Ход игры. Логопед сообщает детям, что у бычка сегодня день рождения /показывает фигурку бычка/. К нему в гости пришли матрешки: одна большая - Настасья, другая поменьше – Настя, третья маленькая – Настенька /логопед поочередно вводит в игру фигурки разных по величине матрешек/. «матрё шки принесли бычку подарки: цветы, капусту и сухари». Логопед выкладывает перед фигуркой бычка цветы разные по величине и спрашивает: «Угадаешь ли ты, бычок, кто какой цветок принёс тебе в подарок? Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с бычком, кто какой цветок принёс ему в подарок».
Логопед предлагает рассмотреть детям картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один цветок большой. Другой поменьше. Он средний. Третий еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И матрешки тоже разные по величине: Настасья большая, Настя средняя, Настенька маленькая. Догадался бычок: большой цветок подарила Настасья. Она самая большая. А вы, ребята, догадались, кто подарил бычку маленький цветок, а кто – средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».
Сравнение цветков по величине, соотнесение их с матрешками, тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.
Логопед ставит матрёшек в ряд по линии, а дети раскладывают около каждой из них предметы: большого размера – возле Настасьи, среднего – около Насти, маленького – около Настеньки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для бычка.
Игра «Матрёшки в магазине».
Цель: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова «величина».
Игра «Матрёшки и бычок».
Цель: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, впереди, позади, рядом, первый, последний.
Игра «Кто ушёл и кто пришёл?»
Цель: наблюдение изменений в составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.
Игра «Прятки с матрёшками»
Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине.
Научиться определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «. в начале слова…» кружок кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.
Игра «Лисичка и колобок».
Цель: Определение позиции звука в слове. Уточнение понятий: первый, последний, в середине.