Екатерина Скворцова
Картотека дидактических игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Город - это.»
Возрастная группа - средняя (4-5 лет)
Вид дидактической игры : настольно-печатная
Цель игры: Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т. д.
Правила игры: Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.
Материал: картинки - дороги, дома, магазины, больницы, театр, кинотеатр, аттракционы, садик, школа, университет, бассейн и т. д
Публикация «Картотека дидактических игр для дошкольников» размещена в разделах
Ход игры
- Город - это. (дороги)
А Матрешка задает детям вопросы:
- Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)
«Лабиринт»
Возрастная группа - старшая (5-6 лет)
Вид дидактической игры : настольно-печатная
Цель игры: развивать мышление, укреплять логические связи и тренировать руку для письма.
Правила игры: Детям раздаются листы, на которых напечатан лабиринт. Концами лабиринта являются кошка и котенок, курица и цыпленок и т. д. Дошкольник должен карандашом прочертить путь от одного персонажа к другому.
«Морской бой»
Возрастная группа - подготовительная (6-7 лет)
Вид дидактической игры : настольно-печатная
Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей.
Правила игры: нужно как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.
Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.
Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.
Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.
Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.
«Третий лишний»
Возрастная группа - средняя (4-5 лет)
Вид дидактической игры : настольно-печатная
Цель игры: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
Правила игры: Найти на карточке лишнее животное и отложить его в сторону.
«Где чей хвост?»
Возрастная группа - младшая (3-4 года)
Вид дидактической игры : настольно-печатная
Цель игры:Закрепить знания детей о частях тела животных.
Дидактический материал : парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных (по количеству детей). Ход игры: детям воспитатель раздает карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочередно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное.
«Сравни разных зверят»
Возрастная группа - младшая (3-4 года)
Вид дидактической игры : словесная
Цель игры: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Правила игры: выбирают водящего, отвечает тот ребенок, на кого он укажет.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.)
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
«Радио»
Возрастная группа - старшая (5-6 лет)
Вид дидактической игры : словесная
Цель игры: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. д.)
«Да — нет»
Возрастная группа - подготовительная (6-7 лет)
Вид дидактической игры : словесная
Цель игры: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Правила игры: Выбирают водящего, он загадывает слово, и никому о нем не говорит. Дети должны догадаться,какое слово загадано, нужно задавать вопросы, на которые надо ответить «да-нет»
Ход игры: Дети спрашивают: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да» и т. д.
«Придумай предложение»
Возрастная группа - подготовительная (6-7 лет)
Вид дидактической игры : словесная
Цель игры: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры: Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу).
«Что за предмет?»
Возрастная группа - подготовительная (6-7 лет)
Вид дидактической игры : словесная
Цель игры: учить называть предмет и его описывать.
Ход игры. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
«Накроем на стол»
Возрастная группа - младшая (3-4лет)
Вид дидактической игры : с предметом
Цель игры: закрепить знания детей о посуде.
Правила игры: Накрыть игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, хлебницу, салфетки. Пригласить гостей за стол.
Ход игры: Дети накрывают на стол. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы по количеству гостей, соблюдали дружеские партнерские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.
«Подбери, что нужно»
Возрастная группа - младшая (3-4лет)
Вид дидактической игры : с предметом
Цель игры: Упражнять детей в подборе соответствующей мебели по размеру, цвету.
Правила игры: Дети отправляются в мебельный магазин. Там они подбирают соответствующую мебель для комнаты Незнайки.
«Отгадай, назови и положи правильно»
Возрастная группа - средняя (4 -5 лет)
Вид дидактической игры : с предметом
Цель игры: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.
Правила игры: Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.
Ход игры: Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:
- Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.
- Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.
«Клубочек»
Возрастная группа - старшая (5-6 лет)
Вид дидактической игры : с предметом
Цель игры: учимся определять местоположения предмета в пространстве, развиваем мелкую моторику и круговые движения кистью.
Материал: клубок ниток.
Ход игры: Придерживая кончик ниток, бросьте клубок от себя. Куда закатился? Где остановился? Затем пройти по ниточке и скатать всю нить в клубок обратно.
«Исчезнувший предмет»
Возрастная группа - подготовительная (6 -7 лет)
Вид дидактической игры : с предметом
Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей.
Правила игры: нужно выбрать водящего. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.