Сулимина Вера Владимировна
Дидактические игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей раннего возраста
Ребенок и окружающий мир
Игра «Что растет на огороде»
Дидактическая задача. Учить различать овощи по внешнему виду.
Игровая задача. Угадать, какие овощи ежик положил в суп.
Игровое правило. Доставать овощи и рассмотреть их внешний вид и наощупь.
Публикация «Дидактические игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
Ход игры
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Игра «На нашем участке»
Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.
Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада.
Игровое правило. Не перепутать названия предметов; придумать поручение (по подсказке воспитателя).
Игра проводится на прогулке.
Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его.
Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, лесенка, качели и т. д. Ежик дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду, покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине, покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми воспитатель угощает их на полдник.
Игра «Кто за ёлкой»
Дидактическая задача. Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.
Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год.
Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.
Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка, сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за елкой и спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой.
Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д. Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.
Развитие речи
Игра «Лошадка»
Дидактическая задача. Активизировать речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого; учить звукоподражанию.
Игровая задача. Поиграть с лошадкой, показать свои игрушки.
Игровое правило. Не ошибаться, называя игрушки; выполнять поручения.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как она скачет.
Воспитатель.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
А. Барто
Лошадка поехала в гости. (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше. Угостим лошадку? Чем будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает затем ребенок подражает воспитателю — подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке зерна. Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит? «И-го-го!»
Дети показывают, как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям поочередно, кивает головой.
Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.
Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, затем предлагает детям показать лошадке свои игрушки. Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то лошадка недовольно бьет копытом.
Воспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку, Оля. Покачай лошадку, Женя. Все, она спит.
Игра «Зайчик и белка» («Кто и где?»)
Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.
Игровая задача. Угадать, где находятся игрушки; правильно определить место, куда надо посадить игрушку.
Игровое правило. Не ошибаться в действиях.
Ход игры
Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик. Проводится дидактическая игра «Кто и где?»
Педагог спрашивает у детей : «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показывает на белку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка?» (На елочке.) Потом сообщает, что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь?» (За елочкой.)
Воспитатель. Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от елочки или близко? Почему? Белочка увидела грибок под елкой и сорвала его. Далеко она от елки или близко? Почему?
Воспитатель показывает инсценировку: Белочка по веткам скачет сверху вниз, Белочка, за ветки лапками держись.
Зайка, заинька косой, зайка прыгает босой, Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.
Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает выполнить действия с игрушками: птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, матрешка стоит близко от домика, кукла сидит на диване и др. Белка и зайка стоят на столике, и при неверных действиях малышей отворачиваются.
Игра «Лисичка, пляши»
Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов. Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей.
Игровая задача. Пригласить лисичку плясать; узнать, под какой инструмент она пляшет.
Игровое правило. Отчетливо называть инструмент; выразительно подражать его звучанию.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку, ложки, колокольчик, называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает лисичку (игрушку) : «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в звукоподражании (ду-ду-ду! тук- тук-тук! динь-динь-динь).
Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка, спляши под.». Ребенок продолжает: «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно, то лисичка не выходит плясать.
Игра «Коровка, дай молочка»
Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.
Игровая задача. Попросить молочка.
Игровое правило. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку. Ход игры
Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу».
Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка».
Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Молока кому-у-у!» Ребенок «подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-уу!» Тогда ребенок просит молока еще раз.
Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного, показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками; катать яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе)
Формирование элементарных математических представлений
Игра «Овощной магазин»
Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить:
отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Игра «Строим дом»
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один — много).
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.
В ходе игры воспитатель спрашивает у детей : «Сколько кубиков в машине?»
(Много.)
Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и форме.
Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов. Ход игры
Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу — зеленого. Дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички — на красную машину, для зайки — на зеленую.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине. Ход игры
Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык.
Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит:
«Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Нравственное воспитание
Игра «Едут машины»
Дидактическая задача. Развивать потребность в общении и взаимодействии, показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения.
Игровая задача. Соблюдать правила.
Игровое правило. Столкнувшись с партнером, следует извиниться и уступить дорогу, иначе не появится зеленый сигнал.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поехать кататься на машине. Дети берут в руки воображаемый руль, дают сигнал: «Би-би!», и едут, подражая шуму машины: «Ж-ж-ж» — под соответствующую характеру игры музыку. Педагог поднимает красный кружок и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут сигнала. Воспитатель поднимает зеленый кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут дальше. Затем воспитатель сажает детей на стульчики и показывает с помощью игрушек инсценировку «Упрямцы».
Две машины едут по мосту и неожиданно наталкиваются друг на друга. Один шофер (козлик) просит другого (барашка) уступить ему дорогу, но первый шофер не хочет уступать. Шоферы выходят на мостик, спорят, бодаются и падают в реку.
Воспитатель задает вопросы: «Что случилось с машинами? Кто вел эти машины?
Как спорили барашек и козлик? Что случилось с ними потом?»
После инсценировки педагог снова приглашает детей покататься на машинах. Дети - «шоферы» должны не толкаться на дорогах, смотреть на светофор, слушать сигнал: стоять или ехать. Если «машины» сталкиваются, воспитатель показывает желтый кружок («спор»). Шоферы говорят друг другу: «Извините, проезжайте», и один уступает другому дорогу. Воспитатель специально останавливает «машины», которые сталкиваются, и дает им возможность разрешить спор. После разрешения каждой спорной ситуации делает вывод: надо жить дружно, уступать друг другу.
Игра «Поручения»
Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности.
Игровая задача. Убрать комнату.
Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно.
Ход игры
В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.
Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро.
Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:
Я поставлю в шкафчик миску,
Вытру крошки со стола, Я — хозяйственная киска, Тут порядок навела.
Игра «Две руки»
Дидактическая задача. Учить детей понимать словесную инструкцию; вовлекать в совместную трудовую деятельность.
Игровая задача. Помочь киске и куклам правильно обуться.
Игровое правило. Не перепутать обувь.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу картинку, на которой изображен плачущий мальчик, и говорит: «Этот мальчик не хочет обуваться сам». Спрашивает у детей, умеют ли они обуваться самостоятельно. Потом показывает им киску (игрушку, которая обувалась самостоятельно и перепутала левый и правый сапожки. Просит ребят помочь киске переобуться.
Надевает киска сапожки.
На левую ножку,
На правую ножку Надела киска сапожки.
Ходит киска в сапожках.
Красивы у киски ножки:
На левой ножке,
На правой ножке Надеты у киски сапожки.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Надень сапожок». Дети надевают куклам обувь. При этом они должны не перепутать и правильно надеть ботинки.
Киска смотрит, как обуты куклы, и хвалит детей. Воспитатель говорит, что у ребят есть два помощника — две руки. Затем педагог инсценирует стихотворение.
Две руки
Два зеленых башмачка, Два шнурка И два носка.
И еще — две руки. Для кого Две руки?
Для того две руки,
Чтоб надеть носки,
Натянуть башмачки, Завязать шнурки.
Г. Сапгир
Изобразительная деятельность
Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»
Дидактическая задача. Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Игровая задача. Намотать клубок, наполнить корзинку клубками одного цвета. Игровое правило. Не ошибаться при складывании клубков в корзину. Ход игры
Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки и рассказывает: «Жил у бабушки котенок. Он любил играть с клубками ниток. Сядет бабушка вязать шарфик — котенок тут как тут. Начинает прыгать, трогать клубок лапками: клубок и разматывается. Давайте поможем бабушке намотать клубок ниток».
Проводится дидактическое упражнение «Намотаем клубок ниток». Педагог показывает детям, как нужно «наматывать клубок» (взять пальцами карандаш и делать круговые движения на листе). Воспитатель подходит к каждому ребенку и, держа его за руку, рисует вместе с ним. Затем ребенок рисует самостоятельно.
Воспитатель предлагает детям сложить клубки в корзинку: приносит мячики красного и зеленого цвета («клубки») и просит ребят положить их в разные корзинки.
Игра «Пошел дождик»
Дидактическая задача. Учить связывать движения с художественным образом.
Игровая задача. Угадать и изобразить, какой бывает дождик.
Игровое правило. Отобразить характер дождя в рисунке. Ход игры
Воспитатель включает музыку дождя (монотонную, немного грустную). Дети вместе с педагогом определяют музыкально-художественный образ: «грустный дождь».
Проводится дидактическое упражнение «Грустный дождик—веселый дождик». Воспитатель предлагает детям нарисовать грустный дождь (на столах перед ребятами лежат заготовки, представляющие собой лист, расчерченный в виде окна).
Ребята делают рисунок карандашом, следуя задаче образного характера:
изобразить медленно идущий (редкий) дождь. Затем воспитатель включает музыку подвижного характера, и дети определяют новый музыкально-художественный образ:
«веселый дождь». Педагог предлагает изобразить этот «веселый (частый) дождь». Затем проводится дидактическая игра «Пошел дождь», в которой надо определить, какой дождь пошел. Воспитатель включает музыку, и дети, вслушиваясь в музыкальный образ, отражают его в своих рисунках.
Игра «Украсим ковер для бабушки»
Дидактическая задача. Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
Игровая задача. Украсить ковер для бабушки.
Игровое правило. Отбирать и рисовать только узоры в полоску для бабушкиного ковра.
Ход игры
Воспитатель «приводит» в группу куклу Катю и говорит: «Катя шьет ковер для своей любимой бабушки. Она хочет выбрать рисунок для ковра. Давайте подскажем ей, каким рисунком можно украсить ковер».
Воспитатель предлагает детям выполнить рисунок красками. На обычном листе дети рисуют разные узоры. Кукла Катя предупреждает детей о том, что ее бабушке больше всего нравятся ковры в полоску. Воспитатель предлагает детям украсить почти готовые ковры любимым бабушкиным узором — полосками (раздает детям листы бумаги, на которых изображены ковры (контур). Дети рисуют узоры, потом дарят Катиной бабушке полосатые ковры.
Вариант игры. Воспитатель сообщает детям, что в магазин привезли разные ковры. Просит выбрать для бабушки ее любимый рисунок. Дети отбирают «ковры» из рисунков-заготовок, сделанных воспитателем (коврики в полоску и в горошек).
Игра «Нарядное деревце»
Дидактическая задача. Развивать чувство цвета, закреплять приемы рисования кистью (прикладывание).
Игровая задача. Нарядить деревце.
Игровое правило. Отбирать краски определенного цвета (красного; красного и желтого).
Ход игры
Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу много деревьев, осенью они очень красивы. (Звучит спокойная музыка.) Вспомните, как вы гуляли по парку, какие деревья видели.
Воспитатель «находит» нарисованные листья и спрашивает, какого они цвета.
Потом показывает заготовку, вырезанную по форме дерева (однотонную, и говорит: «В лесу прошел дождь и смыл все краски. Надо нарядить деревья так, чтобы они стали снова красивыми». Дети используют обычные листы бумаги. Они берут краску на кисть и прикладывают ее всем ворсом к бумаге — получается листок. Воспитатель просит детей нарисовать листья красного цвета. Дети выбирают краску и рисуют листья на заготовках в форме деревьев.
Вариант игры. Дети по предложению взрослого («Нарисуйте листья только красного и желтого цвета») выбирают две краски и на одном дереве рисуют листья разных цветов.
Игра "Укрась варежки"
Дидактическая задача. Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
Игровая задача. Нарисовать (выложить) узор.
Игровое правило. Украсить варежки Пятачка мозаикой красного цвета, варежки Кролика — мозаикой зеленого цвета.
Ход игры
В гости к детям приходит мишка (игрушка) и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся.
Воспитатель показывает ребятам варежки (бумажные шаблоны без рисунка) и предлагает разрисовать их узорами, а потом подарить варежки мишке.
Дети украшают варежки пятнами, точками, линиями и показывают готовые варежки мишке. Ему очень нравятся варежки. Он говорит, что его друзья, Кролик и Пятачок, тоже хотят иметь такие варежки. Мишка просит украсить варежки для его друзей: для Пятачка — мозаикой красного цвета, для Кролика — мозаикой зеленого цвета.
Дети составляют узоры на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки).
Конструирование
Игра «Построим дом для мишки и зайчика»
Дидактическая задача. Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.
Игровая задача. Построить домики и дорожки для мишки и зайчика. Игровое правило. Определить, где чей домик.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика (игрушки) и предлагает построить для них домики. Дети вместе с педагогом рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.
Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и он сам. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как сам зайчик.
Дети берут игрушки и ставят рядом с домиками. Мишка и зайка просят детей построить дорожки к домикам. Дети строят дорожки: широкую — к домику мишки, узкую — к домику зайки.
Игра «Лесенка для белочки»
Дидактическая задача. Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.
Игровая задача. Построить лесенку для белочки.
Игровое правило. Построить лесенку так, чтобы белочке было удобно прыгать.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей еще хочется поскакать. Белочка говорит о своем желании на ухо воспитателю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспитатель сообщает детям, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить еще одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).
Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог показывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.