Дяпкина Юлия
Дидактические игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Своеобразие дидактической игры, состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становиться содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно второй группе раннего возраста дети недостаточно еще взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми, постепенно осваивая окружающий мир.
Публикация «Дидактические игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
Большое значение в дидактической игре детей 2-3 лет имеет автодидактическое, то есть самообучающее начало: они подбирают детали и складывают предметы целиком (пирамидку, матрешку); устройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игрушками (например, с матрешками, дети наделяют их человеческими качествами, заботься о них, укладывают спать. Таким образом, предмет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.
Специально организованные воспитателем дидактическая игра хорошо воспитываются в режим занятий. Дидактические игры можно использовать на занятиях можно использовать по разным областям знаний и в различных видах деятельности детей. Каждая область и каждая деятельность имеет свою специфику особенностей, учитывая которые педагог сможет наиболее полно раскрыть способности детей, открыть им способы действий с предметами, дать представление о различных явлениях.
Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка, поэтому на физкультурных занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает потребность в физической активности.
Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность, мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности. Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется первый опыт взаимодействия, который ориентирует ребенка на взрослого, сверстника.
Трудовое воспитание призвано удовлетворять потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Дидактическая игра позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремится стать независимым от взрослого. Художественно-эстетическое воспитание дает педагогу возможность развивать в ребенке качества творческой личности (эстетическое восприятие и отношение к жизни, творческое воображение и мышление, основы которых закладываются в самом раннем детстве. Дидактическая игра в творческих видах деятельности (конструировании. изобразительной, музыкальной деятельности, ознакомлении с художественной литературой, по мнению Т. С. Комаровой, легко интегрирует в себе разнообразное содержание (слово, движение, музыку изображение, что помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер. Широкое использование дидактических игр в воспитании и обучении детей 2-3 лет способствует их всестороннему развитию, делает более привлекательной ту деятельность, в которую их вовлекает педагог.
Сценарии дидактических игр
Физическое воспитание
Игра «Кошки-мышки»
Дидактическая задача. Учить детей подражать легкому бегу мышки-
ходить, высоко поднимая ноги.
Игровая задача. Поиграть в «кошки-мышки».
Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.
Ход игры:
Воспитатель выпускает детей-«мышек» погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки «выходят гулять» (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не услышала кошка, если кошка просыпается (звучат грозные аккорды, то им надо убежать в норку (на стульчики). Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке, как надо идти крадучись, чтобы не разбудить Кошку. Ребята показывают - все вместе крадутся, тихо ступая. Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая. Кошка просыпается и «ловит» мышек.
Игра «Мы солдаты»
Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением
хорошей осанки.
Игровая задача. Играть в солдат.
Игровое правило. Действовать по приказу командира, не ошибаться-
в направлении движения.
Ход игры
Воспитатель приносит барабан и говорит, что под звуки барабана состоится парад, все солдаты пойдут на парад и покажут, какие они сильные и смелые. Воспитатель дает барабаном сигнал (дробь, звучит марш (аудиозапись) и дети шагают. Парад принимает командир (игрушечный мишка). Он дает команды («стой», «шагом марш») и машет флажком. Дети идут по направлению к командиру, потом по направлению к барабану по команде командира.
Воспитатель исполняет песню «Мы - солдаты» (муз. Ю. Слонова,
сл. В. Малкова) :
Как солдаты наши, мы идем И флажками машем и поем. Раз, два, три! Мы идем, Раз, два, три! Мы поем.
Игра «Достань морковку»
Дидактическая задача. Учить детей прыгать на двух ногах: с про-
движением, на месте.
Игровая задача. Угостить белочку орешком. Игровое правило. «Сорвать» орешек можно, дотронувшись до него.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу белку (игрушка). Белочка просит детей поиграть с ней. Под веселую музыку дети прыгают, как белки стараясь прыгать легко, на носочках. Воспитатель предлагает детям угостить белочку орешками, которые висят на ветках. Дети подпрыгивают, стараясь сорвать орешек (прыжки на вверх с места,потом подходят к белочке и отдают ей воображаемые орешки.
Ребенок и окружающий мир.
Игра «На нашем участке»
Дидактическая игра : Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.
Игровая задача: Познакомить ежика с участком детского сада.
Игровое правило: Не перепутать название предметов; придумать поручение (по подсказке воспитателя)
• Ход игры
Игра проводится на прогулке. Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его.
Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, спортивные сооружения, качели и т. д. Ежик, чтобы «запомнить быстрее», дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на весь ранду; покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине; покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми воспитатель угощает их в полдник.
Развитие речи
Игра «Лошадка»
Дидактическая задача. Активизировать речь детей, совершенствовать
понимание речи взрослого; учить звукоподражанию.
Игровая задача. Поиграть с лошадкой, показать свои игрушки. Игровое правило. Не ошибаться, называя игрушки; выполнять поручения.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает,
как она скачет.
Воспитатель.
Я люблю свою лошадку,
• Прячущей шерстку гладко,
• Гребешком приглажу хвостик
• И верхом поеду в гости.
A. Барто
Лошадка поехала в гости. (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше… Угостим лошадку? Чем будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает, затем ребенок подражает воспитателю - подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке зерна… Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит? «И-го-го!» Дети показывают, как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям
поочередно, кивает головой. Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет. тем предлагает детям показать лошадке свои игрушки. Дети показы- тем Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, называют и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то лошадка недовольно бьет копытом.
Воспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку. Оля. Покачай лошадку, Женя. Все, она спит.
Игра «Зайчик и белка» («Кто и где?»)
Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.
Игровая задача. Угадать, где находятся игрушки; правильно определить место, куда надо посадить игрушку.
Игровое правило. Не ошибаться в действиях.
Ход игры
Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик.
Проводится дидактическая игра «Кто и где?»
Педагог спрашивает у детей : «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показывает на белку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка?» (На елочке.) Потом сообщает, что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь?» (За елочкой.
Воспитатель. Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от сочки или близко? Почему? Белочка увидела грибок под елкой и сорвав его. Далеко она от елки или близко? Почему?
Воспитатель показывает инсценировку:
Белочка по веткам скачет сверху вниз,
• Белочка, за ветки лапками держись
•. Зайка, заинька косой, зайка прыгает босой
•, Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.
Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает инсценировать- действия с игрушками: птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, матрешка стоит близко от домика, кукла сидит на диване др. Белка и зайка стоят на столике, и при неверных действиях отворачиваются.
Игра «Лисичка, пляши»
• Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов,развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей.
• Игровая задача. Пригласить лисичку плясать; узнать, под какой инструмент она пляшет. Игровое правило. Отчетливо называть инструмент; выразительно
подражать его звучанию.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку, ложки, колокольчик, называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает лисичку (игрушку) : «Лисичка, спляши!" Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в звукоподражании (ду-ду-ду! тук- тук-тук! динь-динь-динь).
• Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка, спляши под…». Ребенок продолжает: «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно, то лисичка не выходит плясать.
Игра «Коровка, дай молочка»
Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность
речи; развивать мелкую моторику рук.
Игровая задача. Попросить молочка. Игровое правило. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку
Ход игры
Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка, бурёнушка, дай молочка».
Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Молока кому-у-у!» Ребенок «подставляет горшочек" (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок недостаточно выразительно и ласков просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у-у!» Тогда ребенок просит молока еще раз.
Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к р союза перышком. Ребята, получив подарок животного, показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками); катать яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе).
• Формирование элементарных математических представлений
Игра «Овощной магазин»
Дидактическая задача. Расширять представления о форме и вели-
чине; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать
овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить
директора ежика.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Игра «Строим дом»
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме;
соотносить количество (один - много).
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравилось собачке и кошке.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки, со- ласт, что эти животные хотят построить домики, и предлагает де- помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов.
магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков-собачке, из кубиков-кошке.
В ходе игры воспитатель спрашивает у детей : «Сколько кубиков в машине?» (Много).
• Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)
один
• Дети строят домики самостоятельно, показывают собачке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и формате
• Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
• Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на шины соответствующих цветов.
Ход игры
Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один дом
для лисы, другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает помочь зверятам выбрать коврики - лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги).лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу – зеленого. дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички - на красную машину, для зайки - на зеленую.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой- маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать член
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол. Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине
Ход игры
Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие. зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:
Прыг да прыг,
• Все прыг да прыг,
• Спать наш мячик
• Не привык.
Воспитатель выносит две куклы - большую и маленькую - и говори Ира «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира же хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле
- большой мяч, маленькой кукле - маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.