Надежда Крючкова
Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить
практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Публикация «Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов : красного,желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся
без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой — не такой» —
зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении — прикладывание, примеривание. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость - Пример — игра «Цветные парочки» : ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.
2. Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения). Пример — игра «Найди предмет» : ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.
3. Закрепление представлений о цвете в слове-названии — ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни
(в быту) и деятельности — игре, изобразительной и трудовой деятельности.
Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.
Пример- игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать предметы и картинки).
Материалы и способы изучения цвета.
Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:
— используя специальные дидактические игрушки и настольно- печатные игры, направленные на изучение цветов;
— в специально организованных подвижных играх;
— рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы — овощи и фрукты, одежду, игрушки и т. д. ;
— рассматривая цветные картинки — карточки, книжки и др. ,
— рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.
Цветные парочки.
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики
и др., коробка.
Ход игры:
Перед началом игры подберите пары : сначала одинаковые (например, красные
кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др., затем разные
(например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок,
зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый
медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары,
остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары
предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету.
Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.
Разноцветные палочки.
Цель: учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать
предметы по цвету.
Материалы. Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
Ход игры:
Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки.
Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек :
«Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
Построим башню.
Цель: учить различать цвета по принципу «такой — не такой».
Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов,
например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).
Ход игры.
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню,например,красного цвета.
Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте
построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».
Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и
сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.
В конце игры назовите цвет башни : «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов.
Разложи по коробочкам.
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали
мозаики или конструктора «Лего» и др.); Маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.
Ход игры:
Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в
которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.
Четвертый лишний.
Цель:закреплять знание цветов.
Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы
по четыре предмета (в отдельных рамках) :
желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
• зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
• красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;
• оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и пр.
Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.
Ход игры:
Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по
цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие пред меты и повторите игру.
Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и
предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите
найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.