Елена Грек
Дидактические игры для детей 2–3 лет и старшего дошкольного возраста по развитию математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Я представлю несколько игр для детей 2 – 3 лет, а также для детей старшего дошкольного возраста.
В связи с модернизацией дошкольного образования и введения ФГОС ДО особое значение приобретает умственное развитие, центрированное на развитии мышления.
В настоящее время актуальна проблема поиска новых методик, технологий, средств и игр, обеспечивающих всестороннее и полноценное умственное развитие детей дошкольного возраста.
Публикация «Дидактические игры для детей 2–3 лет и старшего дошкольного возраста по развитию математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому все игры, за исключением одной, которые я представлю, сделаны из нетрадиционного материала, а именно из фетра. Любые игры из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Именно из него получаются самые оригинальные и симпатичные дидактические игры и игрушки для детей. Игры из фетра отличный способ увлечь и заинтересовать детей. Поэтому именно фетр я выбрала за основу моих дидактических игр и пособий.
Начнем с игр для детей 1 младшей группы. Так как у детей 2 – 3 лет еще нет в программе обучения математики, поэтому все мои игры, направлены на развитие сенсорики: усвоение 4 цветов (синий, зеленый, красный, желтый, размера (большой - маленький, формы (треугольник, квадрат, круг, а также на развитие мелкой моторики.
1 игра называется «Гусеница»
Основные задачи - это усвоение цветовой гаммы и размеров (большой - маленький). Все части моей гусеницы съемные, крепятся они друг к другу с помощью липучек. Сначала ребенок должен усвоить цвета и размеры. Затем ему можно дать схемы по составлению гусеницы. К данной игре прилагается 14 схем.
Вариант использования данной игры: индивидуально или мини – подгруппа.
2 игра «Сова»
Основные задачи этой игры – развитие мелкой моторики, процессов мышления (сравнение) и памяти.
Данная игра представляет собой искалочку, в которой ребенку предлагается найти спрятанные предметы. Все предметы, которые можно найти в сове, есть и вот на такой табличке (показываю). Ребенок выбирает предмет, который хочет найти и ищет его. Перебирая пальцами, разные бусинки развивается не только мышление и память, но также и мелкая моторика.
Данная игра применяется в свободной деятельности ребенка.
Вариант использования: индивидуально.
3 игра «Звуковые кубики»
Задачи этой игры – учить различать цвета (синий, зеленый, желтый, красный, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления и памяти.
Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игра предполагает наличие звучащих кубиков по 2 кубика синего, зеленого, красного и желтого цвета. Но одинаковые цвета не предполагают, что кубики будут звучать одинаково. Игра способствует не только развитию слухового внимания и дифференцировки звуков, но также и закреплению основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый).
Поэтому в эту игру я и предлагаю вам сыграть (выбираю стол, которому даю кубики). Я предлагаю вам закрыть глаза, в это время я буду «шуршать» одним из кубиков. Ваша задача после того, как отроете глаза найти кубик, который будет звучать также как и мой (находят). А сейчас разберите по парам все оставшиеся кубики.
Как видите, звучащие кубики, поднимают интерес к игре.
Оптимальный вариант использования: индивидуально, мини подгруппа.
А сейчас я хотела бы представить несколько игр для детей старшего дошкольного возраста уже непосредственно направленные на развитие элементарных математических представлений.
4. Дидактическая игра - тренажер (планшет) называется «Считаем вместе с черепахой»
Основные задачи – формировать и закреплять навык счета в пределах 7, учить детей сосредотачиваться на предложенном объекте, учить пересчитывать предметы, называя итоговое число, закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.
Перед ребенком выкладывается планшет и рассказывается, что в гости пришла черепаха. Но она необычная. Она украшена разноцветными бусинками, которые она хочет сосчитать. Поэтому она просит помощи. Затем ребенку необходимо сосчитать бусинки на каждой веревочке и подобрать соответствующую цифру.
Данную игру можно использовать в индивидуальной работе, а также если сделать больше таких планшетов, то и на занятиях по математике.
5. Настольно – дидактическая игра «Украсим футболки»
Задачи этой игры – учить складывать и вычитать в пределах 10.
В данную игру входит 3 футболки, 30 карточек на липучках и кубик. В эту игру ребенок сможет играть не только сам, но и со сверстниками. Ведь она рассчитана на 3 игроков.
Каждый игрок по очереди бросает кубик и убирает или добавляет украшение на футболку. Всего на каждой футболке 10 украшений. На каждой карточке приклеены разные листики, уточки, звезды и многое другое.
Выигрывает тот, кто уберет все 10 украшений, если же игра на вычитание. Если игра на сложение, то выигрывает тот, кто первым украсит свою футболку 10 карточками.
6.«Кубик - трансформер»
А сейчас я бы хотела представить интересное дидактическое пособие по математике «Кубик - трансформер».
Кубики-трансформеры известны во всем мире более 40 лет, благодаря удивительному открытию Наоки Йошимото. В 1971 году в ходе экспериментов в области трехмерного моделирования он выяснил, что большой куб, состоящий из восьми взаимосвязанных кубиков можно раскрыть несколькими способами.
Таким образом, куб Йошимото стал предшественником кубика-трансформера, конструкция которого в настоящее время значительно упрощена и отличается от представленного образца Наоки Йошимото, хотя в общих чертах принципы трансформации кубиков схожи. Кубик-трансформер - это немного измененный всеми известный Кубик Рубика.
В России кубик-трансформер обрел широкую известность как сувенир лишь в начале 21 века.
«Кубик - трансформер» представляет собой перекидной кубик – трансформер с картинками математического содержания (цифры первого и второго десятка, геометрические плоские и объемные фигуры, разное количество предметов, части целого, знаки «плюс», «минус», «больше», «меньше».
В данном пособии собраны несколько математических дидактических игр по определенной теме:
- «Назови цифры (геометрические фигуры, математические знаки)»;
- «Сосчитай и подбери цифру»;
- «Найди соответствующие объемные/ плоские геометрические фигуры»;
- «Назови правильно части целого»;
- «Назови цифры больше (меньше) этого»;
- «Подбери математический знак» и др.
Пособие предназначено как для организованной, так и для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Данное пособие, возможно, также использовать и для коллективной работы. Поэтому сейчас мы вам предлагаем сыграть с нашим кубиком (раздается кубик).
Задание: «Вам нужно найти все объемные/плоские геометрические фигуры и правильно назвать их. Но найти их нужно пока звучит музыка».
Таким образом, данное дидактическое пособие «Математический кубик – трансформер», поможет ребенку научиться сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходство и отличие, открыть мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию.