Елена Зенкова
Дидактическая игра «Загадки Лесовика»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ЗАГАДКИ ЛЕСОВИКА»
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в рамках реализации программы Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Цель: - Формировать у детей бережное отношение к природе и её обитателям.
- Приучать к осторожному обращению с объектами природы.
Познакомить с сигналами опасности у животных (яд змеи, иголки, рога, острые зубы, когти).
Публикация «Дидактическая игра „Загадки Лесовика“» размещена в разделах
- Обратить внимание дошкольников на причины отравления грибами, ядовитыми растениями и их последствия.
- Углубить представления о пользе и вреде воды. Познакомить их с
опасными ситуациями, возникающими около воды.
Оборудование: игровое поле, кубик с числом очков от 1 до 6, 3 фишки
В игре могут участвовать от двух и более человек.
С помощью жребия определяется первый игрок. Игра начинается со «Старта». Участники игры поочерёдно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков вперёд, сколько очков выпало на кубике.
Путь от старта до финиша проходит через возможные опасные ситуации, обозначенные знаком?
Если игрок попал да этот знак, то он должен рассказать о своем поведении в данной ситуации, объяснить, что нужно сделать, а что делать нельзя. В случае правильного ответа игрок делает дополнительный ход, а если ответ неверный или ребёнок затрудняется, то он пропускает ход.
Попав на кружок зелёного цвета, игрок делает 2 хода вперёд.
Следуя по основной дороге, и попав на знак
игрок продолжает движение в соответствии с направлением стрелки.
В том случае, если игрок попал на кружок синего цвета, он значительно продвигается вперёд или же возвращается назад в соответствии со стрелками, указывающими направление.
Побеждает тот, кто первый дошёл до «Финиша»
Задачи: - Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.
Познакомить их с сигналами опасности у животных и растений.
- Уточнять и расширять знания детей об окружающем мире;
- Воспитывать у дошкольников любовь к природе, закладывать
основы экологической культуры;
Материал: дидактическая игра, письмо от Лесовика, игрушка Лесовик, «пригласительные билеты» для каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель: - Утром почтальон принёс в детский сад телеграмму. Интересно, от кого она? (распечатывает телеграмму, читает) : «Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои задания. Лесовик»
Воспитатель: - Дети, вы хотите принять участие в празднике? Давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас лесовик, (воспитатель вывешивает на доску дидактическую игру)
• Ситуация № 1 «Контакты с животными могут быть опасными»
• Ситуация № 2 «Безопасность на мосту»
• Ситуация № 3 «Безопасность при общении со змеями»
• Ситуация № 4 «Не разжигайте костёр в лесу»
• Ситуация № 5 «Животных необходимо беречь»
• Ситуация № 6 «Не портите несъедобные грибы»
• Ситуация № 7 «Поведение человека во время грозы» (описание ситуаций смотри в «Методическом приложении» к игре)
Проводится разминка:
В лес гулять мы пошли,
(Маршируют на месте)
Вброд ручей перешли.
(Шагают, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы.
(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам?
(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо - влево)
Наклонись, сорви малинку
И клади её в корзинку.
(Наклоняются вправо — влево)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок.
(Выполняют приседания)
Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующие ситуации:
Ситуация № 8 «Бережное отношение к деревьям»
Ситуация № 9 «Ядовитые растения»
Ситуация № 10 «Не оставляйте мусор в лесу»
Ситуация № 11 «Не рвите водные цветы»
Ситуация № 12 «Не бросайте мусор в воду»
Ситуация № 13 «Не разоряйте птичьи гнёзда»
Ситуация № 14 «Не разоряйте муравейники»
Воспитатель: - Ребята, послушайте, кто - то к нам идёт? (вносит игрушку Лесовика :
Это я, седой старик,
По прозванью Лесовик.
Это лес я сторожу,
За порядком в нём слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт,
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём.
Лесовик : - Молодцы, ребята! Вы выполнили все мои задания. За ваши хорошие знания получите пригласительные билеты на праздник.
Если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.
Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводится аутотренинг:
В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок как флажок я несу. Зелёная шишка под ёлкой лежит. Зелёная музыка где - то звучит. Зелёный кузнечик в Зелёной стране. Играет зелёную музыку мне.
Лесовик : - Мне очень понравилось у вас. Но мне пора спешить к себе в лес. Я расскажу о вас своим лесным друзьям и жду к себе в гости на праздник.
Методическое приложение к игре «Загадки Лесовика»
Опасные ситуации в игре
1. Контакты с животными могут быть опасными
Животных надо любить, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными
2. Безопасность на мосту
Проходя по мостику надо держаться за перила, чтобы случайно не упасть в воду.
3. Безопасность при общении со змеями
Змеи часто у реки живут.
Здесь добычу стерегут,
Любят плавать, лягушат пугать
И на жарком солнце загорать.
Только ты змею не обижай
И, увидев, палку не хватай,
Не маши руками. Не кричи -
Просто отойди и промолчи.
Хоть опасны змеи, но нужны:
Чистоту беречь они должны;
Санитарам леса и воды
Ты не делай зла или беды.
4. Не разжигайте костер в лесу без взрослых
Без взрослых с огнем развлекаться опасно
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться -
Его потушить невозможно тогда.
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы.
Без взрослых костер разжигать не годится!
5. Животных необходимо беречь
Какие животные являются редкими в нашем регионе и включены в Красную книгу. Способы помощи животным, уходе за ними, их защите.
6. Не портите несъедобные грибы
В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные - не трогай!
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай.
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам.
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах - яд!
Но для зверья лесного все ж
Тот гриб полезен и хорош.
7. Поведение человека во время грозы
Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящими деревьями. В них чаще всего попадает молния.
8. Бережное отношение к деревьям
Деревья необходимы для чистоты воздуха, для жизни животных, насекомых и растений, для красоты.
9. Ядовитые растения
Ни в коем случае нельзя пробовать растения, они могут быть ядовитыми. Ядовитыми называют растения, которые содержат вещества, которые попав в организм человека, вызывают отравления.
10. Не оставляйте мусор в лесу
Вы в поход пришли, ребята.
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться.
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки.
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
11. Не рвите водные цветы
В воде растут волшебные цветы,
И нет вокруг нежнее красоты.
Вот лилия, как первый снег, бела,
На радость нам красиво расцвела.
А вот кувшинка желтая стоит
И, головой кивая, говорит:
- Ребята, не пытайтесь нас срывать,
-Для всех мы будем землю украшать,
А без воды - завянем сей же час.
Не надо, люди, не губите нас!
12. Не бросайте мусор в воду.
На берегу реки
Такая благодать!
Сюда скорей беги
Купаться, загорать!
Но только разный сор
В траве не оставляй,
Не зарывай в песок
И в воду не бросай!
Не засоряй сейчас
Прекрасный водоем-
И мы еще не раз
С тобой сюда придем!
13. Не разоряйте птичьи гнезда
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
14. Не разоряйте муравейники
Муравьи - лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Литература:
1. Л. Б. Поддубная «ОБЖ. Подготовительная группа» (занимательные материалы);
2. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
3. Игровой дидактический материал по экологии «Береги живое. В городе, водоеме» (1 часть);
4. Игровой дидактический материал по экологии «Береги живое. В лесу, на лугу» (2 часть).
Примечание: в тексте использованы авторские разработки и авторское фото.