Алена Куулар
Дидактическая игра «Экологический светофор»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т. д.
Цели
Развивать представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой (допустимых и недопустимых действиях на природе, природо – охранной деятельности);
Умение оценивать результаты взаимодействия людей и природы (проносящие вред или пользу);
Расширять опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование
Набор цветных кружков (красного, желтого, зеленого цвета) для каждого из детей.
Публикация «Дидактическая игра „Экологический светофор“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Светофор
- Светофор. Дидактические игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Набор карточек с изображением и описанием поступков человека на природе.
Описание
Все участники получают по три кружка: желтый, красный, зеленый. Воспитатель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценивать этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал экологического светофора.
Игра может быть коллективной или проводиться как индивидуальная работа по карточкам: на полученные карточки дети наклеивают сигнал светофора, соответствующий тесту или рисунку на карточке. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи обсуждаются в группе.
Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение воспитателя – педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе цвета светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой.
Например, наши наблюдения показали, что некоторые ребята поднимали желтую карточку, увидев на рисунке людей, сажающих деревья и кустарники, и поясняется свои действия: «Дерево посадить непросто. Надо знать, как правильно это сделать, иначе можно ему навредить». Поэтому необходимо выслушать ребят, тем самым уточнив подтекст поднятого ими сигнала.
«Доброе и чистое утро».
День начинается с подарка всей планете. Дети выходят на уборку заранее выбранной территории своей группы на улице. Главная задача – чтобы дети поняли, для чего они это делают, что природа скажет им за это спасибо.
Необходимо дошкольникам объяснить, что мусор также должен находиться в определенном для этого месте.
«Книга имен моих маленьких друзей».
Цель – составить с детьми в каждой возрастной группе тетрадь – копилку имен, которыми люди называют кошек, собак, хомячков, попугайчиков, других маленьких и больших домашних животных. В книгу попадает не только «основное» имя, но и производные от него, которыми называют своих любимцев.
Данное задание должно быть коллективным, ведь оно предполагает элементы соревнования: например, кто соберет больше интересных кошачьих имен и т. п.
«День цветов (домашних и лесных)»
Праздничный день. Все горшочки с цветами в группах украшаются ленточками и цветными аппликациями.
Какой день выбрать для этого? Это задача не из легких. Прежде чем принять решение, дети стараются узнать о цветах как можно больше. Но самое главное – чем же будет отмечен этот день? Может, сложившейся традицией? Созданием цветочных аллей – пестрых клумб, на которую каждый высадит свой цветок, или созданием маленькой оранжереи в своей группе?
«Радости и огорчения».
С помощью данного методического приема выявляется место природы в системе ценностных ориентаций дошкольников.
После прогулки в лес или сквер (парк) проводится беседа с детьми о путешествии на природу. При этом каждому ребенку задается два вопроса:
- Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?
- Что тебя больше всего огорчило во время прогулки?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоциональное состояние ребенка:
- Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего чувствовал радость?
- Когда во время прогулки ты сильнее всего огорчился?
При анализе ответов воспитателю необходимо пользоваться следующей схемой:
Фамилия, имя радости огорчения
Связанные с самим собой Связанные с другими людьми (друзьями, взрослыми) Эстетического характера Связанные с природой