Галина Кулавская
Дидактическая игра «Узнай народную игрушку» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра предназначена для детей 5-7 лет.
Цель:
-учить детей узнавать народную игрушку по картинке;
-учить детей рассказывать происхождение данной игрушки;
- развивать речь детей, делать её эмоционально насыщенной;
-воспитывать желание работать в коллективе;
-вызывать чувство радости;
Публикация «Дидактическая игра „Узнай народную игрушку“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
-повышать настроение посредством народных игрушек.
Эта игра представляет собой обычный кубик, обклеенный со всех сторон картинками народных игрушек.
Ход игры.
Дети садятся на стульчики кругом. По очереди бросают кубик. Ребёнок должен угадать, что за народная игрушка ему показалась и рассказать о ней, которая есть на картинке. Если кто-то из детей затрудняется ответить, ему помогают остальные дети, либо воспитатель с помощью наводящих вопросов.
Предварительная работа. Воспитатель знакомит с историей происхождения народной игрушки.
Филимоновская глиняная игрушка.
В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка, баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.
Каргопольская игрушка.
Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщин с новорожденными на руках.
Дымковская глиняная игрушка.
Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.
Русская матрешка.
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В. П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С. В. Малютинаизготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С. И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Тавлинская игрушка.
Тавлинская игрушка – резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.
С древних времен его жители занимались традиционным для народа эрьзи ремеслами – резьбой по дереву, изготовлением колес, бортничеством и национальной вышивкой.
В 70-х годах прошлого века резьба по дереву, тавлинская деревянная игрушка получила свое новое рождение, благодаря усилиям заслуженного деятеля искусств РФ Н. И. Мастина. Он воспитал целую плеяду резчиков по дереву, работы которых вскоре получили признание не только в Мордовии и в России, но и далеко за рубежом.
Выработав свой художественно-пластический стиль, тавлинские мастера резьбы по дереву свои произведения творят в своей, сугубо тавлинской манере, что стало визитной карточкой каждого мастера. Каждый из них творит как в классической, так и в безобидной лубочной форме, отличающейся доходчивостью образов, взаимствованных из мордовского фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцена и персонажи.