Елена Долотова
Дидактическая игра «Ритмический барабанчик» для работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Ритмический барабанчик» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Пояснительная записка.
Публикация «Дидактическая игра „Ритмический барабанчик“ для работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Барабан. Все о барабанах для детей
- Дидактические игры
- Работа музыкального руководителя
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
Музыкальная деятельность – это одно из средств формирования личности ребёнка. В связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, с принципом интеграции образовательных областей, а также интегративности всех видов музыкальной деятельности сведения о музыке должны даваться в интересной и познавательной форме для детей. Такой формой в музыкальном воспитании являются музыкально-дидактические игры. Одной из важных задач музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей, а именно – мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. И музыкально-дидактические игры играют в этом незаменимую роль. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Я обратила особое внимание на дидактические игры, которые способствуют развитию у детей чувства ритма.
Почему именно чувство ритма?
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. С помощью ритма можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Практика показывает, что у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, у них недостаточно сформирована ориентировка в пространстве, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика.
Это можно связать с увлечением подрастающего поколения компьютерными информационными технологиями, а так же с различными электронными средствами коммуникации. Я считаю, что многие дети большое количество времени проводят в статичной позе, сидя у компьютера или телевизора.
Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение мышц гортани, грудной клетки, головы, пальцев ног и рук и т. д. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Опираясь на опыт других музыкальных руководителей и педагогов-новаторов, методом «проб и ошибок» разработала и изготовила дидактическую игру «Ритмический барабанчик».
Это пособие «Ритмический барабанчик» рекомендую использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с детьми. Оно будет способствовать непринужденному вовлечению ребенка в процесс музыкального обучения. С помощью него у дошкольников будут успешно развиваться чувство ритма, улучшится координация слуха и голоса. Кроме того, это пособие поможет детям дошкольного возраста в игровой форме усвоить такие понятия, как ритм, ритмический рисунок, направление движения мелодии, длительность звуков, пауза, и т. п.
дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Описание изготовления пособия.
Для изготовления пособия вам понадобятся:
1. Коробка из-под конфет (или другая) обязательно с гранями.
2. Небольшие полоски с картинками, подобранные по темам (Игрушки, Домашние животные, Птицы, Осень, Зима, Весна, Лето и др.).
3. Цветная самоклеющаяся бумага.
4. Файлы.
5. Скотч, ножницы
Этапы изготовления:
1. Цветной бумагой оклеить коробку.
2. Из файлов сделать карманы на гранях.
3. Полоски с картинками раскрасить и оклеить скотчем.
4. Разложить полоски по кармашкам.
Варианты использования пособия:
Методическое руководство к играм
Вариант 1: «Игра с картинками» можно использовать с малышами для ознакомления с музыкальными инструментами, музыкальными образами и как это можно соединять. Музыкальные инструменты лежат на столе, а в кармашках барабанчика картинки с изображением животных, детей (выполняющих разные движения: ходьба, бег, прыжки, потягивание). Предложить прокатить барабанчик, обратить внимание, на какой картинке он остановился, что изображено, что делает персонаж.
Затем рассмотреть музыкальные инструменты, попробовать, как звучат, подобрать соответствующий.
Например, зайчик (быстрый, скачущий)– колотушка тотш-тотш, ложки; медведь (громкий, медленный) – бубен, барабан; лисичка – колокольчик, зиль-зёль, ребёнок бежит – бубенцы, ребёнок потягивается – металлофон, щера палич и т. д.
Затем можно поменять: разложены картинки животных, а в барабане картинки с изображением музыкальных инструментов. Вращаем барабан, смотрим какой выпал инструмент, выбираем картинку животного, которого можно изобразить с помощью этого музыкального инструмента.
Вариант 2 «Звучащие жесты». Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам);
• ритмично хлопать в ладоши или по коленям;
• хлопать ладошками по полу;
• хлопать одной рукой по коленям одну фразу, другой рукой вторую фразу;
• ритмично ударять кулачком о кулачок;
• ударять пальчиком о пальчик и т. д.
Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Произнести считалку, передавая барабанчик:
Барабан идёт по кругу
Наш весёлый барабан.
Что покажет барабанчик
Так и затанцуем вам.
Звучит музыкальный отрывок и дети двигаются в ритме музыки с помощью рук, ног, головы или звуков, т. е. что выпало на барабане.
Вариант 3 Динамика (тихо громко) рисунки яркие и тусклые или раскрашенные и нет.
Громко-тихо мы играем,
Барабанчик помогает.
Вариант 4 Направление музыки. Здесь используются картинки, где рисунки расположены вверх или вниз.
Куда музыка бежит,
Барабанчик подскажи.
Данный вариант игры используется при обучении игре на металлофоне, триоле, детском аккордеоне.
Вариант 5 Длинные и короткие звуки. Использую полоски с картинками большими и маленькими. Контур обвести пальчиком большого предмета и маленького, произнося при этом какой-либо гласный звук. Затем играем на музыкальных инструментах длинные и короткие звуки.
Вариант 6 Ритмические формулы-рисунки, схемы.
Дети стоят в кругу, под музыку передают барабан. Музыка остановилась – у кого барабан, тот катит и выбирает себе картинку с ритмическим рисунком, подбирает музыкальный инструмент и исполняет.
В итоге дети даже начинают сами придумывать и рисовать свой ритмический рисунок, а затем и сочинять сказки-шумелки (только в этом случае важно начинать с картинки с персонажем о ком хочешь рассказать и двигаться по стрелочке).
Данная разработка дополняет и вносит новые элементы в методику развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.