Олеся Иришина
Дидактическая игра по развитию социальных умений и эмоций в старшей группе «Путешествие в страну сказочных шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Формирование у детей навыков сотрудничества и взаимодействия в разных ситуациях (вступление в контакт с другими детьми, объединение с ними, проявление внимания к ним, умение договариваться друг с другом).
• Активизация умения различать основные эмоциональные состояния
• Развитие и обогащение эмоционального мира детей
• Развитие умения выражать свои эмоции разными способами: вербально, мимикой.
• Совершенствование навыков детей в двигательно-пространственной ориентации.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ход занятия
1 часть
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Послушайте (звучит волшебная музыка)
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в Волшебную страну.
-Нас много, поэтому мы разделимся на две команды. Каждый достанет бейджик с картинкой одной из сказки.
Дети осуществляют выбор и прикрепляют бейджик на одежду.
-Мы сможем попасть в волшебную страну шахмат, если назовем правильно каждую фигуру, но так как шахматы у нас непростые, а еще и с эмоциями мы с вами назовем и эмоции, изображенные на наших шахматах.
-Отлично, вы справились, и мы попали в волшебную страну.
2 часть.
-Обратите внимание на это (обращается внимание детей на клеточный узор).
Перед детьми лежит шахматная доска.
- Мы с вами тоже стали жителями шахматной страны. В каждой стране есть свои правила, которые нужно соблюдать!
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнят ряд,
Пешек их прикрыл отряд.
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Что рассказать про шахматную доску
Игровое поле состоит из 64 клеток: 22 черных и 22 белых. У каждой клетки по горизонтали есть свой номер (от 1 до 9, а по вертикали — буквенное обозначение (от A до H).
Что рассказать про шахматные фигуры
У нас с вами две армии сказочных героев из мультиков: «Незнайка в цветочном городе» и «Белоснежка и семь гномов».
Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, восемь из них — пешки, их еще называют солдатами. Они у нас с разными эмоциями.
Вот, что делает каждая фигурка.
Пешки (8 фигур)—маленькие солдаты. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Пешки ходят прямо вперед, а противника убивают по диагонали. Может превратиться в любую другую фигуру, когда дойдет до противоположного края доски.
(Разные эмоции)
Король (1 фигура)—главная и при этом самая слабая фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении: вверх, вниз, в сторону, по диагонали, но только на одну клеточку. Его нельзя съесть, можно окружить и лишить хода, поставив мат.
Ферзь (1 фигура) — самая сильная фигура. Может ходить и бить противника в любом направлении (по горизонтали, вертикали, диагоналям) и на любое расстояние, но не перепрыгивая через фигуры своего цвета. Если ферзь берет фигуру соперника — его «игра» заканчивается.
Ладья( 2 фигуры)—ее называют тяжелой фигурой. Одна ладья равноценна пяти пешкам, а две — сильнее ферзя. Может ходить на любое расстояние по горизонтали или по вертикали, если на ее пути нет фигур.
(Эмоция-радость)
Конь (2 фигуры) — не похож на все остальные фигуры. Ход конем происходит в виде буквы «Г» — на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Он единственный может «перескакивать» через другие фигуры и пешки.
(Эмоция-грусть)
Слон (2 фигуры)—может двигаться так далеко, как он захочет, но только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым. Слоны хорошо работают вместе: покрывают слабые стороны друг друга.
(Эмоция-злость)
- Ну вот правила волшебной страны мы с вами выучили. Ребята, а вы видите что-нибудь необычное в облике фигур? Детей подводят к осознанию настроения каждого. Внимательно рассматривают каждую фигуру, обращая внимание на то, какая эмоция выражена на фигуре.
Это кто? Ответ детей. Она выражает “радость”, потому что у нее веселые глаза, брови приподняты, губы улыбаются. Аналогично рассматриваются фигуры с эмоциями “печали”, “злости”, “удивления”, “страха”. Делается вывод о том, что свое настроение можно выразить лицом, то есть мимикой.
Физкультминутка “Как живете?”
-Как живете? – Вот так!
Дети поднимают большой палец.
-Как плывете? - Вот так!
Руки перед грудью из центра в сторону.
А бежите? – Вот так!
Бег на месте.
Вдаль глядите? – вот так!
Руки прикладывают козырьком к глазам.
Ждете обед? – Вот так!
Подпирают рукой щеку.
Машете вслед? – Вот так!
Машут рукой.
Утром спите? – Вот так!
Руки под щекой.
А шалите? – Вот так!
Надувают щеки, хлопают по ним руками.
-Здорово у нас получилось! Шахматы приглашают нас за столы, им надо помочь собрать рассыпавшиеся карточки для игры “Подбери настроение”. Дети проходят за столы, садятся парами и работают сообща (обсуждение игры, какая карточка какое настроение передает).
Рисование своего настроения.
Рассматривание и краткое обсуждение работ. Определение изображенного настроения.
3 часть:
-Шахматные фигуры хотят с нами попрощаться, ведь нам пора возвращаться домой. Чтобы попасть домой, мы будем лежа на ковре, слушать колокольчик. Как только звук колокольчика совсем затихнет, мы откроем глаза и окажемся дома.
-Вот мы и вернулись. Где мы с вами побывали? Какое у вас сейчас настроение? Что вам запомнилось больше всего? Ответы детей.