Кастюнина Юлия
Дидактическая игра по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности. Она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Публикация «Дидактическая игра по мордовской народной сказке „Как собака друга искала“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Собака, собачка. Игры, дидактические пособия
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Темочки
Красочные картинки и рисунки к данной дидактической игре позволяют быстро и хорошо запомнить содержание сказки и информацию о диких животных (среда обитания, внешний вид животных, особенности питания, их детёныши и т. д.). В помощь педагогу предлагаются загадки, считалочки, пословицы и поговорки, скороговорки, стихотворения, которые сориентируют детей на конкретное животное.
Игра предназначена для детей дошкольного возраста 3 – 7 лет.
Дидактическая цель :
• повысить уровень развития связной речи и познавательной активности детей через дидактическую игру;
Дидактически задачи :
Образовательные:
• познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала»;
• формировать умение слушать и передавать содержание текста;
• совершенствовать представление о диких животных и о домашнем животном – собаке; учить называть животных и их детёнышей, упражнять в правильном назывании жилища;
• активизация словаря (заяц, зайчиха, зайчонок; волк, волчица, волчонок; медведь, медведица, медвежонок; ёж, ежонок, ежиха; белка, бельчонок; лис, лиса, лисёнок; и т. д., дикие животные; домашние животные; пёс, собака, щенок).
Развивающие:
• развивать речевую активность детей: учить описывать внешний вид животных, их местообитание, питание и другие особенности;
• развивать наглядно-образное мышление, слуховое восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, активность, самостоятельность.
Игровые задачи:
• уточнить представления детей в занимательной игровой форме о животных и о домашнем животном – собаке;
• опираясь на картинки пересказывать содержание сказки и разыгрывать её;
• карточку-основу заполнить фишками;
• назвать животное, нарисованное на данной или выбранной картинке и рассказать о нем как можно больше информации;
• выполнить задания, данные на обратной стороне карточки-основы;
• собрать целостную картинку (пазлы) из маленьких разрезанных картинок.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методические указания к игре
Игру можно использовать
• в организованной образовательной деятельности (ООД);
• в совместной деятельности воспитателя и детей вне ООД;
• в самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игры).
Дидактический материал
В данных дидактических карточках размещены цветные картинки к сказке, текст сказки, игры, занимательные задания, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, скороговорки.
Игра состоит из тридцати пяти карточек.
На лицевой стороне карточек № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 размещены иллюстрации к сказке «Как собака искала друга», а на обратной стороне - текст сказки.
На лицевой стороне карточек № 11, 12, 13, 15 даются картинки, на которых изображены герои сказки и их место обитания, а на обратной стороне - информация о них.
На лицевой стороне карточки № 14 даются изображения диких животных, обитающих в наших краях, а на обратной стороне - информация о животных.
• Черно-белые рисунки, изображенные на лицевой стороне карточек под номером 16, 17, 18, 19, 20 используются для игры в лото. Это – карточки-основы. На обратной стороне карточек-основ предлагается игра «Кто первый?».
На лицевой стороне карточек № 21, 22, 23, 24, 25 изображены цветные рисунки, разделенные друг от друга пунктиром. Это – фишки для игры в лото. Их надо разрезать по пунктиру. На обратной стороне карточек приведены стихотворения, загадки, пословицы, считалки, скороговорки о предметах, изображенных на них.
На лицевой стороне карточек № 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 размещены цветные картинки, разделенные пунктиром на шесть частей, которых нужно разрезать. Эти карточки понадобятся для игры «Собираем пазлы».
Организация детей на игру: игра проводится за столом.
Ход и правила игры:
Игра «Расскажи сказку». В игре может участвовать от двух до девяти игроков. Игроки из дидактических карточек выбирают карточки с номером 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Опираясь на картинку дети по цепочке рассказывают содержание сказки. Побеждает тот, кто пересказывает отрывок из сказки полно, последовательно, выразительно.
• «Расскажи о животном». В игре может участвовать от двух до пяти игроков. Игроки из дидактических карточек выбирают карточки с номером 11, 12, 13, 14, 15. Назвать животного или рассказать о нем как можно больше. Если ребенок правильно назвал изображенного на картинке животного и все рассказал о нем (т. е. нет дополнений от других детей, то карточку забирает себе и становится победителем. Если же ребенок неправильно назвал изображенного на картинке животного и не полностью рассказал о нем (есть дополнения от других детей, то карточка кладется на место, или отдается ребенку, который рассказал больше.
Лото. В игре может участвовать от двух до пяти игроков. Игроки из дидактических карточек выбирают карточки с номером 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и, разрезав цветные картины (фишки) по пунктиру, размещают в мешочек. Один игрок достает из мешочка фишку, называет предмет, изображенный на ней, и выполняет задание, данное на обратной стороне. Потом находит на карточке-основе этот предмет черно-белого варианта, кладет фишку на карточку-основу. Если картинка (фишка) не найдется на карточке-основе, то фишка в игре «не участвует». Игра продолжается до тех пор, пока карточка-основа каждого игрока не заполнится фишками.
Игра «Кто первый?». В игре может участвовать от двух до пяти игроков. Игроки из дидактических карточек выбирают карточки с номером 16, 17, 18, 19, 20. Кто из детей правильно выполнит все задания, данные на обратной стороне карточки, тот становится победителем.
Игра «Собираем пазлы». В игре может участвовать от двух до десяти игроков. Игроки из дидактических карточек выбирают карточки № 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 и разрезают картинки по пунктиру. Получившиеся части картинки смешивают. Побеждает тот игрок, кто первым собирает целостную картинку (пазлы). Потом вместе с воспитателем читают пословицу, данную на обратной стороне картинки.
Формы поощрения: словесное поощрение, похвала.
Планируемые результаты:
• активизируется словарь;
• научится овладевать выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, позами, жестами).
• научится распознавать диких животных и домашнего животного – собаку;
• развивается мышление и творческое воображение;
• научится пользоваться дидактическими карточками;
• научится разыгрывать сказку;
• повысится самооценка у ребенка, уверенность в себе;
• сформируется навыки самостоятельной деятельности;
• проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками;
• умеет делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
• 1. Игра является авторской разработкой. 2. Фотографии из личного архива.
3. Картинки найдены в сети Интернет в свободном доступе.
Литература:
1. Мордовская народная сказка «Как собака друга искала», художник Дмитрий Владимирович Горлов.