Светлана Зайнутдинова
Дидактическая игра по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Покупайка-продавайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста
«ПОКУПАЙКА-ПРОДАВАЙКА»
Возрастная направленность. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
АННОТАЦИЯ ИГРЫ:
Данная игра состоит из 2–х частей (игр, которые содержат по несколько вариантов игрового действия, каждый из которых отвечает за решение определенной игровой задачи, направленной на формирование основ экономических представлений у детей.
Публикация «Дидактическая игра по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста „Покупайка-продавайка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Магазин. Игры, дидактические пособия
- Магазин. Профессия продавец
- Продавец. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Все варианты взаимосвязаны между собой. Пособия и игровой материал можно использовать для любого варианта игры.
ИГРА ПЕРВАЯ «В МАГАЗИНЕ»
Цель: формирование представлений о продуктах труда людей разных профессий, их классификации
Дидактические задачи
Развивающие:
1. Развивать представления детей о видах товаров
2. Развивать умение детей классифицировать товары по группам, называть их обобщающим словом
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к труду
2. воспитывать потребность в ролевых взаимоотношениях.
Игровые задачи:
1. Заполнить прилавки магазина соответствующими товарами
2. Одному ребенку описать любой товар из магазина, остальным угадать и назвать, кто его производит
Игровое правило: Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Нужно брать по одной карточке, называть (рассказывать о предмете, размещать на соответствующий прилавок.
Игровые действия:
1. Дети распределяют карточки с изображением товаров по соответствующим отделам магазина
2. Дети берут любую карточку с товаром, рассказывают о нем и называют, кто его производит
Атрибуты: карточки-прилавки магазина с условными значками (кондитерские изделия, овощи, фрукты, одежда, игрушки) и соответствующие карточки с изображением товаров (по 6 наименований для каждого отдела)
Результат: Побеждает тот, кто правильно и быстро выполнит задания
Варианты игры:
1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром. Его надо поместить в определённый отдел магазина на прилавок
2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.
ИГРА ВТОРАЯ «ТОВАР-ЦЕНА»
Цель: формирование представлений с экономической точки зрения о товарах первой необходимости, о потребностях человека.
Дидактические задачи
Развивающие:
1. Развивать представления детей о разных видах товаров
2. Развивать умение использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешевому и наоборот
3. Развивать представления детей о товарах первой необходимости и соотнесении стоимости товара с количеством имеющихся денег.
Воспитательные:
Воспитывать экономность, рациональность, умение выделять предметы первой необходимости
Игровые задачи:
1. Распределить товары от самого дешевого до самого дорогого
2. Выбрать карточку с товаром, который на сегодняшний момент самый необходимый.
Игровые правила:
В игру могут играть дети как индивидуально, так и подгруппами.
1. Необходимо внимательно рассмотреть все карточки с товаром, на которых наклеены ценники (условно от 1 до 20 рублей) и распределить их по мере возрастания цены
2. Детям дается задание подумать и выбрать один товар, самый нужный и необходимый для них в данный момент
Игровое действие 1:
Дети берут карточки с товарами, на которых наклеены ценники разного достоинства (от 1 до 20 рублей) и раскладывают их по порядку в порядке возрастания цены и наоборот
Игровое действие 2:
Дети из имеющихся карточек с товаром отбирают одну, на которой изображен самый необходимый на их взгляд товар и обосновывают свой выбор
Атрибуты:
Карточки с изображением разных товаров (кондитерские изделия, овощи, фрукты, одежда, игрушки) с ценниками от одного до 20 рублей в количестве 30 штук: по 6 карточек каждого наименования.
Результат:
Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее всех выполнит все условия игры.
Варианты игры:
1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот. Это можно сделать как со всеми товарами, так и с каждой категорией товаров в отдельности.
2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
3–й вариант. Детям предлагается какая-либо ситуация, например: вы очень проголодались, но чтобы утолить голод, вы можете приобрести только один товар. Предлагается выбрать одну из карточек с изображением товара и сказать, почему именно этот товар нужно купить.
Аналогично можно предложить ситуации, связанные с другими категориями товаров
4–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.
УСЛОЖНЕНИЕ
5 - й вариант «Прием гостей»
Игровая задача:
Нужно выбрать необходимые продукты для приема гостей в зависимости от пола гостей и блюд, которые они будут готовить.
Игровое правило:
Игра проводится коллективно. Детям предлагается принять гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема. Следует обратить внимание участников игры на то, что в предлагаемое меню для угощения достаточно включить 5—6 блюд. В начале организатор игры предлагает участникам объединиться в группы по 4—5 человек, условно образующие семью. Затем он выдает группам следующее игровое задание: «Предположим, что ваша семья отмечает день рождения одного из детей, сына или дочери. На дне рождения будет присутствовать вся ваша семья и, конечно, приглашенные друзья того, чей день рождения отмечается. Если вы отмечаете день рождения сына, то придется пригласить семь мальчиков и три девочки, а если отмечается день рождения дочери, то наоборот. Исходя из этих условий, установите, что и в каком количестве вам придется закупить для угощения гостей и участников торжества»
Игровое действие:
Дети выбирают карточки с изображением товаров. После того, как все группы составят список необходимых закупок, организатор игры предлагает выслушать детей и обсудить предложенные варианты. При выступлении представителям группы дается возможность высказаться, обосновывая необходимость покупок, целесообразность предлагаемого угощения.
Результат: Побеждает та группа, чей список будет признан лучшим.
6 – й вариант. «На необитаемом острове»
Игровая задача: Выбрать самые необходимые вещи (изображения на карточках) в соответствии с предложенным заданием и обосновывать свой выбор.
Игровое правило: Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники объединяются в команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля.
Участникам игры предлагается следующее задание : «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит кораблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках)».
Игровое действие:
Дети отбирают самые необходимые вещи (изображения на карточках) и обосновывают свой выбор.
Результат: Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.