Елена Кандакова
Дидактическая игра на развитие речи «В огороде у козы Анфисы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра на развитие речи «В огороде у козы Анфисы».
Игра может проводиться в средней, старшей, подготовительной к школе группах в период изучения темы «Овощи» или в период автоматизации звуков [С], [Р].
Оборудование для игры:
Картинка с изображением козы
И 16 картинок: капуста, патиссон, огурцы, петрушка, салат, чеснок, свекла, морковь, редис, горох, помидор, картофель, груша, персик, абрикос, слива).
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Коза, козлик, козлята
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цели:
• расширение словарного запаса;
• классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов);
• совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе);
• развитие навыков звукового анализа; определение наличия звука в слове;
• автоматизация правильного произношения звука [С] в словах, предложениях;
• автоматизация правильного произношения звука [Р] в словах, предложениях;
• дифференциация звуков [С], [С’], [З], [З’] в словосочетаниях, предложениях.
Описание игры:
В средней группе игра используется для формирования словаря (тема «Овощи»).
Педагог помещает на наборное полотно (при групповом занятии) или стол (при индивидуальном занятии) большую картинку с изображением козы и спрашивает детей (ребёнка, кто на ней изображён, где коза находится, что растёт у неё в огороде, что ещё может расти в огороде. После этого перед детьми (ребёнком) раскладываются маленькие картинки с изображением овощей. Дети (ребёнок) рассматривают и называют нарисованные овощи. Если дети (ребёнок) затрудняются, педагог сам четко произносит названия и предлагает детям повторить их. После этого объясняет, что все, изображенное на картинках, следует называть словом ОВОЩИ, ОВОЩИ растут на огороде – на земле или в земле. Далее предлагает детям (ребенку) выбирать картинки с изображением овощей, «класть» их в корзинку козы и составлять предложения по вопросам, которые педагог задает, например:
- Что у козы? (У козы салат.)
- Что несёт коза? (Коза несёт капусту.)
- Что собирает коза? (Коза Анфиса собирает горох.) и т. д.
Завершается игра вопросами педагога:
- Что собирала коза Анфиса?
- Где коза собирала овощи?
В старшей группе игра проводится для актуализации словаря по теме «Овощи», для классификации растений по месту произрастания, для совершенствования грамматического строя речи.
Разложив перед детьми (ребёнком) маленькие картинки, педагог предлагает рассмотреть их, вспомнить названия и убрать то, что не растет в огороде у козы. Дети (ребенок) убирают картинки с изображением фруктов и объясняют, что фрукты растут в саду, а не в огороде. Затем педагог предлагает детям (ребёнку) подобрать слова к каждому из овощей, отвечающие на вопросы: какой? какая? и составить словосочетания, например:
- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, белый чеснок, хвостатая свекла, сладкая морковь и т. п.
Если дети (ребенок) затрудняются, следует им помочь.
Затем педагог просит детей (ребенка) «класть» овощи в корзину козы Анфисы и по вопросам составлять предложения с этими словосочетаниями, например:
- Что срезала коза Анфиса? (Коза Анфиса срезала хрустящую капусту.)
- Что положила в корзину коза? (Коза Анфиса положила в корзину волнистый патиссон.) и т. п.
В подготовительной группе игра проводится аналогично, но дети (ребенок) самостоятельно составляют словосочетания, а затем предложения.
Если игра проводится для автоматизации звука [С], то выбираются картинки только с этим звуком в названии, отрабатываются сначала их названия и только потом составляются предложения. Таким же образом проводится игра для автоматизации звука [Р].
Для дифференциации звуков [С], [С’], [З], [З’] детям (ребенку) предлагается ответить на вопрос:
- Что в корзине у козы Анфисы? (Например, - В корзине у козы Анфисы светло-зелёный салат, красная редиска, хвостатая свекла и т. п.)
Можно облегчить задачу, предварительно составив словосочетания и отработав произношение трудных звуков в них. Для этого педагог задает детям (ребенку) вопросы, например:
- Какая капуста?
- Какой салат? И т. п.
Литература:
Н. В. Нищева Играйка, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.