Нурсина Карамурзина
Дидактическая игра «Кольца Луллия»
МБДОУ «ДС ОВ «Ёлочка» г. Тарко-Сале
Тема: «Дидактическая игра «Кольца Луллия»
Воспитатель Карамурзина Нурсина Минигалеевна
Как научить ребенка жить в окружающем его мире?
Как развивать в нем качества активного созидателя?
Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?
Публикация «Дидактическая игра „Кольца Луллия“» размещена в разделах
В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. Давайте поможем ему научиться думать, воображать и, главное – решать свои проблемы. Для этого нужно, прежде всего, самому различать объекты, познавать их через признаки и их проявления.
Есть замечательная методика – игры на основе кругов Луллия. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Детям представляем как «чудесные кольца», «загадочные круги». Умело подобранные задания помогут развитию логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. А самое главное – дадут возможность почувствовать себя творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но проблемы. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.
Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Оно представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На сектора прикрепляются картинки или знаки. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, для детей 4-5 лет – три круга с 3 секторами и для более старших детей 4 круга с 8 секторами.
Игра может проводиться вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
Игра может состоять из двух частей:
1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание);
2) упражнения на развитие воображения («фантастическое» задание).
Технологическая цепочка проведения игры.
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляются изображения животных (заяц, кот, лиса, и др.); второго – мест их обитания (дом, нора, куст и т. д.); третьего – чем питаются (рыба, молоко, мышка и др.)
2. Ставится задача.
Детям предлагается найти соответствие на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение лисы, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение норы и располагают его над лисой, на маленьком круге таким же образом находят мышку или зайчика. Объясняют, что получилось.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Например, кот – улей – шишка.
Задача. Объяснить, как объект может жить в улье и питаться шишками. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.
4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободны в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельно.
Практическая часть
Оборудование: образцы кругов Луллия.
Форма работы: подгрупповая деятельность участников мастер-класса.
Техника: игровые приемы. Время работы: 10 минут.
Цель: Познакомить с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ).
Конечный продукт совместной деятельности: рассказывание фантастической истории. Ход.
Задания с Кругами Луллия (4 типа)
• 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
• 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
• 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
• 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
3. Проблемная ситуация.
- Как вы думаете, какая цель нашего занятия? Сегодня вы должны придумать фантастическую историю, пройдя через все четыре этапа.
Инструктаж о последовательности работы в группе.
- При решении задач в играх вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения детей.
Этапы совместной работы.
- Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
- Выбрать старшего. Представитель группы рассказывает фантастическую историю, которую придумала группа;
- Работая сообща, дружно можно создать необыкновенную историю.