надежда урусова
Дидактическая игра как средство развития сенсорного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития сенсорного восприятия. Воспитатель : Урусова. Н. С. город. Подпорожье.
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные эталоны. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем возрасте.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорного восприятия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для сенсорного воспитания и развития действий с предметами ребенку следует давать игрушки с разнообразными свойствами, разной формы, разнообразного цвета, звучания. Так же необходимо ставить перед ребенком задачи моторного характера: научить катать шарики, нанизывать на стержень сначала кольцо одинакового размера, потом разные по величине, открывать и закрывать коробочки. Поэтому сборные игрушки должны легко разбираться.
Каждый человек в процессе развития осваивает системы эталонов и учится ими пользоваться.
В своей работе по развитию сенсорных эталонов я использую дидактические игры и упражнения.
Игра «Помоги жирафу»
Цель:Развитие тактильной чувствительности, координации движений, обучать детей соотносить фигуры с контуром, развитие коммутативных навыков.
Содержание игры: Из двух листов цветной бумаги (один лист – глянцевый, гладкий, другой – бархатный, шершавый, вырезаны две фигурки жирафов. На теле каждого жирафа обозначены контуры геометрических фигур. Размер и цвет геометрических фигур и вырезанных жирафов могут быть как одинаковые, так и разными. Такие же геометрические фигуры вырезаются из глянцевой и бархатной бумаги.
Воспитатель говорит, ребятам, что жирафы играли друг с другом, баловались и поменялись «пятнышками» (геометрическими фигурами). А потом перепутали и не могут найти каждый свои «пятнышки». Ребенку предлагается помочь жирафу и разложить на них «пятнышки» так, чтобы они совпали по контуру и по качеству материала, из которого вырезаны сами жирафы и геометрические фигуры.
Игра : «Цвет и форма»
Цель: Развивать умение детей различать цвет и форму предметов; развивать зрительное внимание, логическое мышление и речь
Ребятам предлагается выбрать паровозик того цвета который им больше нравиться. Детям предлагается подобрать предметы по цвету или по форме своего паровозика.
Игра «Поролоновый конструктор»
Цель: Развитие восприятие цвета, размера, формы; развитие сенсорного восприятия.
Приобретая в магазине набор цветных поролоновых губок, родители и воспитатели могут изготовить замечательный мягкий конструктор. Прямоугольные блоки можно использовать в качестве «кирпичиков» для постройки домиков для кукол, гаража для любимой машинки. Губки отлично скрепляются между собой, так как с одной стороны каждая из них имеет шероховатую поверхность (наподобие липучки). Поскольку набор состоит из разнообразных блоков, в процессе игры можно отрабатывать с детьми навыки определения цвета. Если губки имеют разную величину, то ребенок сможет потренироваться в сравнении двух – трех предметов по величине.
Для детей по старше можно нарисовать схему будущей постройки, изобразив на рисунке кубики – губки. Или, следуя советам Никитиных, можно на дно коробки, в которой храниться конструктор, прикрепить лист со схемой, где будет указан порядок и схемы различных построек.
Если дети усвоили игру, то можно разрезать несколько блоков на треугольники. Из таких треугольников он будет складывать целый» кирпичик, сделает крышу для домика, сложит звездочку или другой узор.
«Поставь букет в вазу».
Цель: Углубить навыки подбора и сочетание цветов. Учить детей помогать друг другу.
Ребенку предлагается подобрать по цвету вазу и цветок (которые вырезаны из цветного картона семи основных цветов). После того как дети усвоили это задание, игра усложняется и цветы надо подобрать по форме.
«Каждой бабочке свой цветок»
Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить четыре основных цвета.
Игра проводиться с 4 детьми. Сначала воспитатель показывает детям расположенные на полу большие цветы, дети рассказывают какого они цвета. Дети обращают внимание, что около цветов скучают бабочки, которые потеряли свой цветок. Ребятам предлагается помочь бабочкам и найти каждой бабочке свой цветок.
Через дидактические игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать. Систематическое, целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей. С детьми часто проводим игры – забавы, в которых усвоение какого – любого материала протекает незаметно для детей. Главным в дошкольном возрасте остается – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положение в пространстве.
Дидактические игры и упражнения представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровыми методами обучения детей дошкольного возраста, и формами обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.