Маргарита Федорович
Дидактическая игра как средство развития восприятия младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогическом энциклопедическом словаре (37, 17) дидактическая игра определяется как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и вос-питания детей.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития восприятия младших дошкольников» размещена в разделах
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе-дагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де-ятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связы-ваются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игро-выми действиями.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую си-туацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообраз-ных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указания-ми, объяснением, показом.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осно-вана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Исследователями в области дидактической игры (А. И. Сорокина (46, А. К. Бондаренко (7, Л. А. Венгер (11) и др.) выделена ее структура: дидак-тическая задача, игровые правила, игровые действия.
Игра, используемая для обучения, содержит обучающую, дидактиче-скую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, кото-рая достигается определенными игровыми действиями.
В каждой дидактической игре должно быть предоставлено разверну-тое игровое действие. По мнению А. И. Сорокиной (46) дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание до-стигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей вниматель-нее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по усло-виям и правилам игры.
В. М. Букатов (9) отмечает, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.
Как отмечает Л. А. Венгер (11, дидактическая игра отличается от иг-ровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляет-ся, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом иг-ры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управ-ляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Пра-вила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактиче-ские задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами не-обоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр : по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познаватель-ной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основ-ных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последова-тельности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они раз-нообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развива-ющие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать при-обретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предме-ты, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят при-знаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
А. Н. Аванесова (42) выделяет следующие виды дидактических игр по игровому действию:
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с иг-рушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.
2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахож-дению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неиз-вестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть : «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто боль-ше» и т. д.
6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картин-ку) или его свойство (например, цвет, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не по-требовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного сло-ва.
По мнению А. Н. Аванесовой (42) для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отноше-ний (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) перво-начально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (крас-ный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и до-полнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т. д.). Наконец на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отноше-ний, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.
Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и ум-ственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство по-знания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится со-вершеннее.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расшире-нии практики использования эталонов, в расширении практических ориен-тировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе предполагает учет некоторых требований:
1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможе-нием, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, ра-достное настроение у детей.
3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть ин-тереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вы-зывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных ва-риантах с постепенным их усложнением.
7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обя-зательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
9. Подводя итоги игры с детьми младшего, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указы-вает конкретно что, убрали на место игрушки.
10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
В методической литературе предоставлены различные системы игр. Игровые системы сенсорного обучения (ИССО, разработанные Т. В. Баша-евой (4, направлены на формирование восприятия дошкольника. ИССО разработаны с учетом закономерностей формирования восприятия в до-школьном возрасте и психологических механизмов перехода внешних пер-цептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Для развития каждого вида восприятия разработана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответ-ствии с этапами формирования перцептивных действий. В начале системы предлагаются игры с реальными предметами, в которых под руководством взрослого ребенок начинает воспринимать свойства предметов. Затем вво-дятся игры с моделями, где воспринимаются свойства специально выделе-ные для облегчения восприятия. В играх с моделями ребенок учится мани-пулировать свойствами сначала в реальных действиях, которые помогают расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы. Это позволяет ускорить и облегчить усвоение перцептивных действий и пере-вести их с уровня осязания на уровень зрительного обследования предме-тов. Завершающими для каждого вида восприятия даны игры на зрительное различение или узнавание свойств предметов или явлений, с помощью ко-торых можно определить, сформирован ли у ребенка внутренний механизм восприятия предлагаемых свойств.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию воспри-ятия ребенка младшего дошкольного возраста, а именно – формированию сенсорных эталонов, перцептивных действий, свойств восприятия - пред-метности, целостности, обобщенности. Отечественными психологами и пе-дагогами (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина., С. Л. Новоселова, К. П. Нефедова, А. И. Сорокина и др.) разработаны специальные занятия, дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному развитию детей.