Алёна Ордина
Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. «Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста».
Выполнила студентка: Ордина Алена.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: теоретически обосновать и описать возможности дидактических игр в развитии математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Описать сущность дидактических игр.
4. Выявить возможности использования дидактических игр в развитии математических представлений у детей 4 -5 лет.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.» Из этого следует что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка и обеспечение социальной успешности дошкольника.
Мною рассмотрены теоретические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста являются задачи по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей.
На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, рассматривается в дошкольной педагогике как некое условие развития личности ребенка. [
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений;
овладение математической терминологией;
развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Особенности развития детей от 4 до 5 лет.
Математическое развитие дошкольников осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей : счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом,
проведению измерений с помощью условных мерок,
определению объема жидких и сыпучих тел,
развитию глазомера ребят,
их представлений о геометрических фигурах,
о времени,
формированию понимания пространственных отношений.
Методические аспекты использования дидактических игр.
Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Дидактические игры, является одним из эффективных средств, развитие познавательного интереса к предмету.
Дидактические игры бывают. Обучающие
(дидактические, сюжетно- дидактические и др., Досуговые
(игры забавы, игры развлечения, интелектуальные, По содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные и др.)
Структурные составляющие дидактической игры.
Дидактическая задача.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Игровая задача. это основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
3. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
4. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
5. Результат (подведение итогов). результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т. д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Таким образом, прививание ребенку знания через дидактические игры из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог. Дидактические игры несут в себе огромный вклад в формировании математических представлений дошкольников, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Я считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных
способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.