Татьяна Баянова
Дидактическая игра как средство развития и воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является важным видом деятельности и имеет большое значение для постановления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребёнка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. Традиционно подчёркивалось, прежде всего, образовательное, воспитательное и развивающее значение самой игры, как ведущего вида деятельности в домашнем воспитании.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития и воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что делают наши ребята в детском саду? Разумеется едят, спят, гуляют,играют. Но достаточно ли, играют, хватает ли на это времени и умения? А родители, уделяют ли они внимание играм со своими детьми? Игра - дело серьёзное. Игра - ведущая деятельность дошкольника. Эти утверждения давно уже приняты за аксиому. Но как организовать игру в детском саду и дома? Как сделать её интересной, полезной, развивающей ум и душу, укрепляющей здоровье, а главное приносящей радость, доставляющей удовольствие и ребёнку и взрослому.
Своими мыслями по этому поводу и опытом работы я поделюсь сегодня с вами.
Я считаю, что дидактической игре отводится главенствующая роль, она помогает решить проблему обучения. Дидактическая игра как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включается во все системы дошкольного образования.
Дидактическая игра не только даёт детям определённый объём знаний, но и учит их владеть этими знаниями, вооружает навыками умственной работы,развивает активность, самостоятельность мышления. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляется особенность этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные. Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами у ребёнка происходит накопления чувственного опыта. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, я считаю, что развивается способность к суждениям, умозаключениям, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Я считаю, что увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает прочному и быстрому запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнения воли. Выполнение правил требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют "запрещающие" правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре "Фанты" нельзя произносить "да", "нет", "чёрное", "белое". В игре "Что изменилось?" требуется закрыть глаза и не отрывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Дидактическая игра помогает и формированию моральных представлений и понятий. Например, в игре "что такое хорошо и что такое плохо".
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, помогает и эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать и красоту в их сочетании, и расположение. В играх со словом, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко : "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". В старшей группе дидактическая игра является обычно одной из частей занятия или занятие проводится полностью в форме игры с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения. Итак, я считаю, что игра является эффективным средством обучения, также развития и воспитания. Это ведущая деятельность дошкольника. Руководя игрой, оказывается влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, я считаю, что воспитатель играя с детьми воздействует на все стороны личности ребё нка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведения в целом. Ценность игры в том, что это метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребёнка.