Медведева Ольга
Дидактическая игра как основной метод знакомства дошкольников со звуковой стороной слова
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Публикация «Дидактическая игра как основной метод знакомства дошкольников со звуковой стороной слова» размещена в разделах
Игра - это основное занятие детей, их работа. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, развивает воображение. А специально подобранные игры помогают сформировать у детей правильную речь. Играя, ребёнок учится управлять своей деятельностью; сознательно достигать цели; соблюдая определённые правила, преодолевает трудности, напрягает волю, следит за выполнением игровых действий.
Ребёнок должен пойти в школу с чистой хорошо развитой речью. В речевой подготовке дошкольников помогают словесные игры, игры со звучащим словом, игры - путешествия, а так же занимательный материал: потешки, скороговорки. Это поможет детям открыть для себя удивительный мир слов, задуматься над значением слова. А чтобы поддерживать интерес ребёнка к слову, можно играть в слова, рифмовать их, подбирать слова к схемам; поиграть в рифмы, звукоподражания. Это помотает детям освоить чтение и письмо. Учитывая всё это, каждое занятие можно проводить в виде игры или с использованием игр и игровых упражнений, чтобы дети двигались от понятного и доступного к более сложному и абстрактному, а через игру это достичь гораздо легче.
Игры типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д.
Игры типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Игры с куклой. Основная цель этих игр закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напоим кукол чаем», «Уложим кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Сюжеты некоторых игр зависят от правильного употребления отдельных слов и звуков. В играх «Испорченный телефон», «Эхо» ребенок шепотом передает другим детям определенные слова. Однако по ходу игры он может не услышать какие-то звуки или заменить их, образуя другое слово (например, кит -кот, Анна — ванна и т. п.). В играх «Фанты», «Черное и белое»,«Краски» содержатся определенные слова, которые играющий не должен произносить (или, наоборот, должен). Если он без внимания отнесется к этому важному правилу игры, назовет эти слова (или, наоборот, не назовет, то ему придется выйти из игры.
Усвоению терминов «слово», «звук» помогают такие игры, как «Закончи слово», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Подскажи петрушке звук», «Угадай, какой я звук не произнесла», «Звук потерялся», «Скажи, как я», «Как назвать?» и д. р.
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировки дошкольника в звучащей речи, так как не только активизируют умственную и речевую деятельность ребенка, но и помогают осознанно употреб-лять термины «слово» и «звук».
Воспитатель, планируя то или иное упражнение, ставит перед детьми разные задачи: находить слова, характеризующие только определенное действие какого-либо героя; образовывать новые слова от слова-образца; сказать об одном и том же предмете определенное количество слов-синонимов или одно слово.
Детям можно предложить назвать слова о каком-либо предмете или явлении, сообщив, что победителем будет считаться тот ребенок, который назовет слово последним. Вначале, как правило, дети называют много слов, но по мере высказываний поиск слов сужается и выиграть в подобном словесном соревновании может лишь тот, кто запомнил все произнесенные слова и назвал свое, подходящее и удачное слово, когда, казалось бы, все слова сказаны.
При выполнении упражнений термины «слово» и «звук» упот-ребляются неоднократно, но главным остается поиск слов при рассматривании картинок, игрушек или предметов.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Дидактические настольно-печатные игры со звучащим словом активизируют мыслительную деятельность дошкольников. Вариан-ты игровых действий разнообразны и зависят от возраста детей. Они учитываются в планах воспитательно-образовательной работы детского сада.
Игры "Какое это имя?», «Звуковые и слоговые кубики» лучше предлагать на занятиях, а вне их - «Звуковая цепочка», «Так ли это звучит?» В часы игр планируется настольная игра «Слова, рифмы, звуки», в которой одновременно участвуют четверо детей. Если игры занимательны, то дети долго сохраняют к ним интерес.
Во всех возрастных группах работа воспитателя по ознакомлению дошкольника со звучащим словом тесно связывается с развитием других сторон речи. В играх и упражнениях продолжается работа по активизации и уточнению словаря детей, закреплению грамматического строя речи, совершенствованию диалоги ческой и монологической формы речи.
Важная роль отводится работе по формированию у ребенка умений правильно называть предмет, его признаки, понимать значение слова.
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова лучше проводить с использованием наглядных средств (картин, игрушек, предметов, иллюстраций, раздаточного материала, речевых альбомов, звуковых линеек, настольных игр и т. д., так как роль развивающей среды высока. Наглядные пособия дают возможность общаться с каждым ребенком, развивают интерес к речевым явлениям.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дидактические игры можно проводить на занятиях и в совместной деятельности воспитателя со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).
Дидактическая игра - это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся примерно 5 минут - это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. – М., 1964 г.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961 г.
3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976 г.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. -М, 1987г.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 г.
6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры, упражнения со звучащим словом. - М., 1983 г.
7. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр, - М. : Просвещение, 1988. - 159с.
8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М. : Педагогика, 1985. -208 с., ил.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1987 г.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина - M.,1984г.
11. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. - М. : Педагогика, 1980. - 216с
12. Тесты дня детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева-СПб. : «Дельта», 1997.-384 с., ил.
13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1981 г.