Коротаева Лидия Николаевна
Дидактическая игра как средство обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем говорить о значении игры в жизни детей, вспомним, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну очень интересную игру!» Здесь даже не нужно быть психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.
Игра гораздо интереснее для ребёнка, чем действительность, которая его окружает. А интересна она ему потому, что понятна. В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, которая зачастую сложна для его сознания.
Публикация «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников» размещена в разделах
Известный врач и педагог Е. А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического развития. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребёнка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребёнок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Ведь игра никогда не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от ребёнка всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – это залог здоровья.
Также личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью, как известно, является игра. Уже на ранних этапах именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. А чем старше становятся дети, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребё нка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребёнок действует предметами, производит какие-то манипуляции пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука бездействует. Поэтому, очень полезны игры, в которых ребё нок: разбирает, собирает, сортирует и т. д.. С помощью таких игр дети учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка.
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В связи с этим педагогу необходимо тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить (даже в случае самостоятельной игры ребёнка, учитывать в них взаимоотношения детей, использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.
От педагога требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, целей и задач образовательной деятельности педагог должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую игру или игру-драматизацию.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, которая позволяет приобщить детей к жизни в доступных формах. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений дошкольников об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. (Это функции Д. И.)
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. И прежде всего в этих играх ребёнка привлекает именно игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий, определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду, какие знания, представления детей об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд) ,развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи, могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Все остальные элементы игры подчинены этой задаче.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений.
Велика роль игр и в логопедической практике. В нашей работе часто приходится изо дня в день повторять один и тот же речевой материал, добиваясь правильного звукопроизношения, обогащая и уточняя словарный запас, совершенствуя грамматический строй, нормализуя темп и плавность речи. И использование игровых моментов позволяют увлечь ребёнка, заинтересовать его, поддерживают активность его работы на протяжении всего занятия. К тому же дети–логопаты нередко отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Использование игровых приёмов позволяет снять излишнюю напряжённость, побороть некоторую неуверенность в своих действиях, способствует активизации внимания ребёнка, памяти, мыслительной деятельности.
В методике дошкольного образования описано большое количество дидактических игр, которые педагоги с успехом используют в своей практике. К тому же сейчас можно приобрести разнообразные настольно-печатные игры, игровые пособия. Они достаточно яркие, красочные. Но практика показывает, что не меньший, а порой даже больший интерес вызывают у детей пособия, выполненные своими руками (руками педагога) из подручных материалов. Эти пособия имеют ещё один немаловажный плюс – это малые материальные затраты. К тому же такие пособия способствуют развитию фантазии, воображения, умению владеть предметами-заместителями.
Сегодня я бы хотела представить несколько таких пособий, которые использую в своей практике, и которые, на мой взгляд, будут интересны и воспитателям, и специалистам. В основном все эти пособия многофункциональные. Можно определить несколько общих целей, которые достигаются в результате игровых действий. Более конкретные цели определяются темой конкретного занятия. Это:
- формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- формирование познавательных интересов;
- развитие мелкой моторики.
Дидактическое пособие «Логокуб». На куб, грани которого оклеены разноцветной бумагой, прикреплены кусочки ворсистой части липучки. Вторая часть пособия – набор предметных картинок, на которых наклеены оставшиеся части липучки. Используя предметные картинки на определённые темы, можно учить детей дифференцировать звуки, закреплять в речи обобщающие понятия, закреплять представления о слоговой структуре слов, цвете, учить использовать в речи качественные прилагательные, закреплять представления о геометрических фигурах, формировать навыки классификации предметов, пространственные представления, развивать логическое мышление, внимание. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группе.
Формировать каждый из компонентов языка: фонетику, лексику, грамматику, в игровой форме позволяет универсальное пособие «Познавай-ка». В основе пособия лежат «Кольца Луллия» - логическая машина в виде бумажных кругов, созданная французским монахом Раймондом Луллией. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на сектора. В каждый сектор помещается картинка, например, на одном кольце – животные, на другом – их дома, на одном - животные, на другом – их детёныши и т. д. Для изготовления пособия потребовались так же два куска фанеры. На нижней пластине укрепляются штыри. В верхней части вырезано окошко так, чтобы были видны совмещённые картинки. Круги помещаются на нижней части, закрываются верхней частью и, раскручивая кольца за выступающие края пластинок, ребёнок находит пары предметных картинок в соответствии с заданием. (Варианты заданий).
Ещё одно пособие пользуется популярностью и у педагогов и у воспитанников. Это пособие, которое называется «Протяни дорожку», просто в изготовлении и многофункционально в употреблении. Используя нехитрое приспособление, можно закреплять знания учащихся по всем основным лексическим темам учебной программы («Растения», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и т. д.) или формировать навыки звукового анализа, развивать фонематические процессы. Меняя иллюстративный материал в пластиковых кармашках, можно провести игры: «Найди детёныша», «Кто в каком домике живёт?», «Какому дереву принадлежит листочек?», «Найди картинку, название которой начинается на тот же звук» и т. д. При этом, ребёнок должен найти ответ на заданный вопрос и закрепить шнурок в нужном месте, как бы соединяя две картинки.
Следующее пособие «Ромашка» первоначально предполагалось использовать для обучения дошкольников слиянию звуков в слоги в процессе подготовки к обучению грамоте. На съёмных лепестках приклеены гласные буквы, в центре с помощью магнита помещаются согласные. И конструкция готова к работе. Затем, чтобы стало возможным использовать «Ромашку» при изучении лексических тем, я подготовила набор лепестков с изображением овощей, фруктов, ягод, цветов и т. д. Можно также использовать лепестки с карманчиками, в которые помещаются предметные картинки. Варианты игровых упражнений могут быть самые разные. Поместив в центр картинку с изображением леса, можно предложить детям собрать ромашку из лепестков, на которых изображены дикие животные. Дом – домашние, сад – фрукты, огород – овощи, и т. д. Можно провести игру от противного. Убрать лепесток с лишним предметом.
Широкое поле для формирования знаний об окружающем представляет игровое пособие «Рыбалка». На импровизированном водоёме выкладываются предметные картинки и, с помощью магнитика, закреплённого на нити, ребёнок должен «поймать» предметы, определё нные целями конкретного игрового задания: поймать предметы, в названии которых есть определённый звук, поймать только овощи, фрукты, изображения людей разных профессий, инструменты ит. Д. А затем можно организовать дальнейшую беседу, в зависимости от целей и задач конкретного занятия («назови ласково», «один-много», «назови детёнышей этих животных», «какой профессии необходимы данные инструменты?» и т. д.) Это упражнение так же нацелено на тренировку моторных навыков. Чтобы поймать магнитиком картинку, надо приложить определённые усилия, потребуется ловкость, целенаправленность движений. Надо сказать, что дети делают это с удовольствием.
А вот для закрепления знаний о временах года, их признаках, для развития и совершенствования связной речи дошкольников можно использовать мини-компьютер «Понарошка». На игровом мониторе помещается сюжетная картинка с изображением одного из времён года. Ребёнок должен определить, какое это время года и, вращая ручки игрового компьютера, находит в окошках соответствующие данному периоду изображения. Варианты дальнейшей работы зависят от количества располагаемого времени и целей занятия. Можно составить словосочетания, предложения по каждой картинке или связное высказывание по теме. Можно просто подобрать слова-действия, слова-признаки.
В заключение я бы хотела рассказать ещё об одной игре. Это не столько пособие в привычном понимании этого слова, сколько набор предметов. Но они объединены единым сюжетом.
Игра-сказка «Орешек-путешественник».
Цели:
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать умение выделять свойства предмета: цвет, форму, величину и т. д. ;
- вызывать эмоциональный отклик;
- развивать мелкую моторику.
Герой сказки – обычный орех. Орешек отправляется в путешествие, для которого потребуется реквизит: мешочек с орешками, цветные палочки, дорожки («деревянная», «асфальтовая», «травка», коробочки с отверстиями различной величины, карточки с кругами 6 цветов, карточки с изображением травы, солнца, дерева и др.
Имея в наличии необходимые предметы, можно предложить детям отправиться в путешествие вместе с нашим орешком. По ходу путешествия ребё нок выполняет различные действия с орешком: катает его по ладони, шагает пальчиками по различным поверхностям, характеризует свойства разных предметов и т. д. Последовательность этапов, их количество может быть разным.