Ольга Банникова
Артикуляционная гимнастика как основной метод воспитания правильного произношения
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной реализации проекта мной проводились различные мероприятия со всеми участниками образовательных отношений.
Первым этапом реализации проекта стало изучение методической литературы по данной проблеме. В ходе изучения методической литературы я много узнала об артикуляционной гимнастике.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как основной метод воспитания правильного произношения» размещена в разделах
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, упражнения выполняются подгруппами из 4 – 6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому организовывать работу нужно следующим образом:
1. Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение выполняют все дети.
4. Воспитатель проверяет правильность выполнения.
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом.
Навыки четкого произношения звука, правильного употребления его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть материал и длительнее его отработка.
В первой младшей группе развивают речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи, воспитывают слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса, вызывание правильного произношения звуков.
Во второй младшей группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками : а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
В средней группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. После этих звуков отрабатываются более сложные по артикуляции звуки с, сь,з, зь,ц.
Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе формируют четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р,рь. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.
В подготовительной группе продолжают работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях, для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных – и –у, э –о, и –о, э –у, у –о; длительных и взрывных согласных – м –б, н –г; носовых и сонорных – м –л, н –л; губных и язычных – б –д, ф –х; взрывных и щелевых – б –в, к –х; переднеязычных и заднеязычных – с –х, д –г.
Артикуляционную гимнастику всегда следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Вторым этапом было пополнение и улучшение предметно пространственной развивающей среды в кабинете. Были созданы карточки динамических и статических упражнений, преобретена методическая литература, изготовлено несколько пальчиковых игр: шнуровка, змейка, игры с прищепками, учебно – игровое пособие «математический плашет».Приложение № 1 В работе с детьми мной были проведены :
-Индивидуальные и подгрупповые занятия;
- Диагностика (на начало и конец учебного года);
- Внедрение новых современных форм;
- Образовательные технологии. Приложение № 2
При реализации запланированных мероприятий с родителями я использовала разнообразные формы работы. По запросам родителей мной были проведены индивидуальные консультации, родителям были розданы памятки и даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, участвовала в родительских собраниях. Приложение № 3 В течение работы над реализацией проекта мной осуществлялось взаимодействие с педагогическим составом ДОУ. Воспитателям групп были даны рекомендации о проведении и составлении картотек артикуляционной гимнастики. Для педагогов ДОУ был проведен мастер - класс на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звукопроизношения». Приложение № 4 По завершению первого года реализации работы над проектом была проведена промежуточная диагностика по выявлению уровня звукопроизношения у детей на конец учебного года. Приложение №5 Сравнительный анализ проведенной диагностики в начале и в конце учебного года показал, что дети достигли определенных результатов.
Было выпущено 2 ребенка с чистой речью, 13 детей оставлены на логопункте. В течение летнего периода с детьми проводились занятия по автоматизации звука.
В сентябре 2016г была проведена диагностика по выявлению уровня звукопроизношения у детей, оставшихся на логопункте. Приложение №6 За летний период автоматизированы звуки [р ] и [р’ ]
Продолжать работу по реализации проекта я начала с внедрения новых форм и методов работы с детьми по постановке правильного звукопроизношения. При организации образовательной деятельности с детьми, я использовала современные технологии. Игровые технологии. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью я организую не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями, что особенно важно для детей с нарушениями речи. Технология проблемного обучения. Создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний. Здоровьесберегающие технологии результатом данной технологии является: повышение успеваемости детей, улучшение внимания, восприятия; снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации. Мной были изготовление альбомов с комплексами упражнений по темам. Приложение №7 А также в работе используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики. Для работы с детьми мной были созданы артикуляционные круги. Эти пособия созданы для работы над определённой группой звуков. Были изготовлены игры: "Весёлая рыбалка" направлена не только на развитие артикуляторной моторки, но и зрительной ловкости в умении "поймать" рыбку; «Путешествие язычка» с использованием игрового поля, фишек-игрушек и кубика позволяет провести артикуляционную гимнастику в форме соревнования, игры-путешествия; Изготовлено пособие "Волшебный мешочек", где ребята с удовольствием отыскивают угадывают и достают игрушку из мешочка; "Путешествие язычка" расставляют найденные фигурки на картинки-символы, выполняя при этом упражнение. В работе я использовала выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек, а так же с использованием нетрадиционных упражнений с шариком и ложкой способствуют совершенствованию артикуляционной моторики. В "копилке" любого логопеда имеются "Сказки о Весёлом язычке", которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Приложение №8 С родителями воспитанников зачисленных на логопункт был проведен мастер - класс на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство правильного звукопроизношения» Приложение №9 Принимала участие в педагогическом совете на тему «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС». Педагогам были приготовлены буклеты» Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, шипящих звуков и сонор» Приложение №9 После проведения запланированных мероприятий по реализации проекта мной была проведена итоговая диагностика.
Диагностика обследования детей на этапе завершения работы над реализацией проекта по постановке правильного звукопроизношения. Итог: 10 детей выпущены с чистой речью, 2 ребенка – с улучшением произношения звука [Р]. Родителям были даны рекомендации по автоматизации.
Сравнительная диагностика
Заключение.
Подводя итоги по реализации проекта «Артикуляционная гимнастика – основной метод воспитания правильного звукопроизношения», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели решены.