Наташа Москалева
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
В продолжении темы полезных и нужных игр на липучках, хочу сегодня рассказать о логопедической дидактической игре «Где спрятался звук?». Данную игру я использую как часть занятия.
Публикация «Дидактическая игра „Где спрятался звук?“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2023
Перед началом игры детям нужно объяснить, что слово можно разделить на 3 части: начало, середину и конец. И звук, в том или ином слове, может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, когда звуки стоят перед ним и после него, и в конце, когда все звуки стоят перед заданным звуком. Также в данной игре мы закрепляем характеристику звуков. Постоянно повторяем, что звуки могут быть согласными и гласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Прежде чем дети начнут подбирать картинки к схеме, взрослый уточняет какой же звук будем искать.
Круги со схемами я сделала универсальные, указала только цвет. Нужную букву пишу черным маркером. Такую игру использую на занятиях, когда знакомимся с новой буквой и звуком, а также в период автоматизации звука.
Играем как на подгрупповых (2-4 ребенка) так и на индивидуальных занятиях.
Кто читал статьи, которые я публиковала ранее, наверное, уже заметил, что рабочее поле (семиугольная звезда с липучками) и цветные предметные картинки использую и в других играх. Можно сказать, что это одна большая многофункциональная дидактическая игра! Перед занятием я подбираю нужные картинки, задаю цель выбрав круг со схемой или со звуком, слогом.
Цель: формирование и закрепление умения определять место звука в слове.
Задачи:
- закреплять навык правильного звукопроизношение звуков;
- формировать умение различать звуки по их качественным характеристикам (гласный – красный, синий – твердый, зеленый – мягкий, глухой – звонкий);
- учить определять на слух наличие звука в слове;
-совершенствовать навык звукового анализа слова;
- расширять предметный словарь;
- развивать: фонематический слух, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, скорость реакции, координацию движения обеих рук, мелкую моторику пальцев рук;
-нарабатывать скорость реакции.
Игровой материал: рабочее поле в виде семиугольной звезды с липучками, цветные предметные картинки, заламинированные, также на липучке с обратной стороны.
Ход игры:
1 вариант. Взрослый выкладывает на стол предметные картинки и рабочее поле. В центре рабочего поля, прикреплен круг, на котором изображена схема. На схеме один из звуков выделен цветом. Задача ребенка, назвать слова, выделяя звук. Далее выбрать картинки и прицепить к схеме. Пример, в центре круга схема, на которой звук [А] находится в начале слова, на столе лежат картинки апельсин, ананас, усы, мак, аист. Ребенок называет картинки, интонацией выделяет звук и прицепляет только те картинки, в которых звук [А] в начале слова. Таким образом работаем с любым звуком. Обязательно следим, за правильным проговариванием всех звуков.
2 вариант. Игровое упражнение «четвертый лишний». Взрослый сам прикрепляет на основное поле картинки и схему, задача ребенка найти лишнюю картинку и сказать почему она лишняя. Например, взрослый прикрепил 3 картинки, в которых нужный звук в середине слова и одну где звук в конце. Ребенок ее должен найти. В процессе игр важно следить за правильной речью ребенка!
3 вариант. Игровое упражнение «Подбери схему». Взрослый сам прикрепляет на основное поле картинки, задача ребенка подобрать нужную схему.
На некоторые звуки можно подобрать очень много предметных картинок, но есть и такие звуки, на которые всего 3-4 картинки есть. В данной игре нет цели подобрать все семь картинок. Здесь важно чтоб дети поняли как определить позицию заданного звука.
Также можно предложить придумать свои примеры слов для каждой схемы. Есть слова, к которым не подобрать картинку, их мы называем и устно определяем место звука.
Важно! Прежде, чем учить ребенка определять расположение звука в слове, нужно научить выделять нужный звук среди других.